Ильдар Нагматуллин: талантливый художник с синдромом Дауна

Ильдар Нагматуллин: талантливый художник с синдромом Дауна

10/04/2018
Ильдар Нагматуллин: талантливый художник с синдромом Дауна

На сайте фонда «Синдром любви» открыта онлайн-выставка рисунков «Времена года», посвященная совместному творчеству детей с синдромом Дауна любых возрастов и их родителей. В галерее десятки замечательных работ художников со всех уголков нашей страны. Среди них – картины 24-летнего Ильдара Нагматуллина из Казани. Рисовать молодой человек начал еще в детстве. Многому, если не всему, его научила мама, Раида. Именно благодаря ее вере в талант сына, Ильдар смог раскрыть свои способности и стать художником. Но путь к успеху был длинным. Рассказывает Раида Нагматуллина.

- Ильдар родился в 1993 году. Тогда не было интернета, связаться с кем-либо, что-то узнать о синдроме Дауна было большой проблемой. Да и отношение к людям с таким диагнозом было мягко говоря не очень. Врачи в один голос мне предлагали отказаться от ребенка. Кстати, знакомые и друзья тоже. Так я оказалась в вакууме. Круг общения сузился до самых близких людей – ребенка, мужа, родителей и сестры с ее семьей. Я не думала том, чтобы отказаться от сына, не думала, что будет с ним, когда и как он пойдет в школу, что будет дальше. Я просто растила его, как обыкновенного ребенка, занималась, как могла, не обращая внимание на диагноз. В полгода ребенок должен сидеть, значит, я сделаю все, чтобы Ильдар сидел и не падал, в год должен пойти – сын начал уверенно ходить в год и 2 месяца. Я научилась делать массаж, ежедневную гимнастику.

Пособий тогда никаких не было, поэтому я вырезала большие яркие картинки животных из календаря, наклеивала их на картон и развешивала около кроватки. Писала яркими красками слова, цифры показывала ему. Когда Ильдар чуть подрос, рисовала ему животных карандашом, а он должен был обводить фломастерами. Я не давала ему цветные карандаши, как настойчиво рекомендовали врачи. Они не яркие, а фломастеры яркие, усилий прилагать не надо, зато интересно. Потом покупала раскраски, одинаковые, сразу по две штуки. Одну красила я, вторую Ильдар. Параллельно объясняла, что медведь коричневый, трава зеленая, а солнце всегда желтое. И по-другому быть не может.

Раскрашивать картинки, «читать» книжки сын мог часами. Так продолжалось до 7 лет. Тогда я поняла, что дошла до точки, дальше не знаю, что делать с ребенком, как заниматься. Он хорошо писал печатными буквами, считал немного и читал по слогам. Но плохо говорил. Мы с мужем его понимали, но для школы этого было недостаточно. Потом была клиника в Москве, коррекционная школа, техникум по специальности «штукатур-маляр». Все пронеслось как один миг. Ильдар переписывал книжки: как учебники, так и те, которые были ему интересны, рисовал машинки, раскрашивал их.

Когда Ильдару исполнилось 20 лет, он как раз заканчивал техникум, мне позвонила знакомая, у которой тоже был ребенок с синдромом Дауна. Она сказала, что появилась идея собрать всех «солнечных» взрослых. Проблема в том, что маленьких детей еще куда-то берут, в городе есть реабилитационные центры, а с подростками никуда. Так мы с сыном попали на праздник, приуроченный ко Дню человека с синдромом Дауна. И открыли для себя новый мир - мир искусства.

Первый праздник в галере детского творчества лично для меня отложился в памяти надолго. Квиллинг, валяние шести, живопись и пастель. Пока родители слушали лекцию, обсуждали какие-то свои проблемы, с детьми занимались педагоги художественных школ. Работа велась инклюзивно. За общим столом сидели дети из художественных школ и с особенностями развития. Когда вернулась к Ильдару, он держал в руках шедевр, сделанный пастелью. Я была удивлена и восхищена одновременно. Педагог сказала, что он сделал все сам, а она только подсказывала. Лично я даже сама сухую пастель видела впервые.


Мы тут же купили краски, специальную бумагу и начали рисовать дома. Иногда брали мастер-классы у педагога Татьяны Викторовны Максимюк. Когда сын рисует дома, то потом работы фотографируем и отправляем ей. Она смотрит, делает замечания, Ильдар исправляет. Иногда получается приходить к ней на уроки. Но редко, так как Татьяна Викторовна занята, да и сын не всегда хочет. А желание и интерес с хорошим настроением должны присутствовать обязательно.

Так Ильдар начал рисовать. Сейчас мы - родители детей с особенностями развития объединились в «ТеРеМОК» - так называется Территория Ремесел Особых Казанцев. Клуб объединяет детей и подростков с нарушениями развития. Для детей проводятся мастер-классы, творческие встречи и экскурсии. Так Ильдар от единичных мастер-классов по рисованию перешел к регулярным занятиям с преподавателями Казанского художественного училища. Сначала уроки проходили как педагогическая практика студентов училища под руководством Д.Х. Камаловой. Сейчас занятия с директором училища Ольгой Александровной проводятся регулярно. И так уже три года.

Мы гордимся успехами наших детей, некоторые из которых и карандаш до этого не могли держать, а сейчас – цвет, композиция, натюрморт, пейзаж. Новые термины, новые навыки, новые знания, которые наши дети постигают с интересом. Может быть, медленно, может, и не сразу, но это огромные шаги для каждого конкретного ребенка с особенностями развития. Им надо больше повторений, больше тренировок, больше терпения.

Дома Ильдар рисует в основном пейзажи. Сын хорошо видит цвет, он фотографирует красивые закаты и потом их воплощает на бумаге. В основном, пастелью. Ему легко дается эта техника, смешивает мелки, растушевывает. Но все-таки для него нужен стимул. Так что он записал для себя ближайшие дни рождения родственников и каждому готовит картину в подарок.

Работы Ильдара, а также десятки других картин, присланных на онлайн-выставку рисунков «Времена года», можно посмотреть в специальном разделе на сайте.


×
Возможные сложности при совершении пожертвований

Вы можете столкнуться с тем, что в связи с рядом блокировок и запретов перевести средства в фонд будет не так просто. Мы заранее просим вас не ограничиваться одной попыткой. Вам придется потратить больше времени, чем обычно, но сейчас каждое пожертвование ценно, как никогда.


Пожертвования через Google Pay и Apple PayНа данный момент оплата через Google Pay и Apple Pay заблокирована для карт Visa и Mastercard.

Если вы оформляли подписку на ежемесячное пожертвование с помощью этих сервисов, пожалуйста, подпишитесь заново, введя вручную номер карты.

Разовые пожертвования также возможно совершать вручную или с помощью российских сервисов SberPay (для МИР, и Визы/Мастеркард если сервис был подключен до 10 марта 2022г.) и YandexPay (нужен аккаунт в Яндекс).
Сервис VPNПожертвования могут не проходить при включенном VPN. Пожалуйста, отключите VPN и попробуйте сделать пожертвование еще раз.
Мобильные приложения банковЕсли у вас устройство на Android, то вы можете оформить пожертвование или ежемесячную подписку в приложении банков СБЕР и Тинькофф. В строке поиска найти наш фонд можно по названию Синдром любви.

Для устройств на iOs – можно сделать пожертвование через мобильное приложение Тинькофф. Мобильное приложение СБЕРа для iOs не работает , но вы можете зайти в Сбербанк онлайн на компьютере, внести пожертвование через банкомат или квитанцию в отделении банка.
Иностранные картыПожертвования с иностранных карт сейчас полностью заблокированы. Как только появится техническая возможность делать переводы, мы обязательно сообщим. А если у вас уже есть решение – обязательно расскажите нам! 😊
Пожертвования из других стран с российских картЕсли вы не в России и у вас карта, выпущенная российским банком, включите, пожалуйста, VPN с российским IP для совершения пожертвования.

Мы заранее приносим извинения за какие-либо технические сбои при совершении пожертвования или оформлении подписки. Обязательно пишите (yu.larina@fondsl.ru), мы разберемся и все исправим при возможности.

Так же, если у вас есть варианты решений тех проблем, которые сейчас существуют, – делитесь, пожалуйста, будем справляться вместе!

Спасибо!