Центральным событием дня стала презентация годовых отчетов фондов. Анна Португалова, директор Даунсайд Ап, член совета фонда «Синдром любви» поделилась основными результатами работы за прошедший финансовый год, рассказала, в какой помощи нуждаются люди с синдромом Дауна и почему им нужно помогать.
Большим вниманием гостей пользовалась площадка с мастер-классами: вместе с людьми с синдромом Дауна-участниками социальных мастерских Даунсайд Ап, гости мероприятия создавали новогодние подарки для близких своими руками: брелоки, а также кружки, на которые наносили изображение с помощью термопресса. Рисунки для нанесения на кружки были созданы участниками социальных мастерских Даунсайд Ап.
Участники социальных мастерских Даунсайд Ап также представили свои изделия на благотворительной новогодней ярмарке. Среди товаров – украшения на ёлку, открытки, кружки, блокноты, свечи – все создано руками людей с синдромом Дауна.
На мероприятии работала медиалаборатория Даунсайд Ап – творческая группа, где молодые люди с синдромом Дауна учатся общаться между собой и с другими людьми. Любовь Шалонская и Алексей Семенов под руководством педагога Оксаны Данилюк готовили фоторепортаж, а Марина Маштакова, Екатерина Ерза и Елизавета Касаткина вместе с педагогом Ниной Ивановой рассказывали о своих медиазанятиях и на практике применяли полученные на них навыки: брали у гостей интервью. Предлагаем эти интервью вашему вниманию.
Интервью Марины Маштаковой с представителем компании «ОПТИКОМ» Дмитрием Горбуновым
– С чем вы к нам пришли?
– Я пришел для того, чтобы понять, чем люди с синдромом Дауна могут быть полезны нашей компании «ОПТИКОМ», как они впишутся в корпоративную среду. Мне хотелось разобраться, может ли такой человек у нас трудоустроиться, пройти стажировку, какие функции он способен выполнять на рабочем месте.
– А чем занимается ваша компания?
– Мы снабжаем другие компании упаковочными и расходными материалами, товарами хозяйственно-бытового назначения. Это и одноразовая посуда, и канцелярия, и гигиеническая продукция, и уборочный инвентарь, и упаковочные пакеты, а также бытовую и профессиональную химию. В общем есть все для того, чтобы закрыть потребности нашего клиента, так как в нашем ассортименте свыше 30 000 наименований в 22 товарных категориях. Нам доверяют более 10 000 постоянных клиентов, среди которых все федеральные сети ритейла, являемся лидерами в сегменте HoReCa, работаем с большим количеством пищевых производств, клининговыми предприятиями, крупными корпорациями, государственными компаниями и многими другими.
– Что вам сегодня удалось узнать?
– Я пообщался с директором Центра сопровождения семьи Даунсайд Ап Татьяной Нечаевой. Она рассказала, каким образом компания может взаимодействовать с фондом. Например, я получил важную информацию о том, что если мы берем на стажировку кого-то из молодых людей с синдромом Дауна, то от фонда будет прикреплен куратор, который поможет встроить стажера в нашу работу. Соответственно, куратор нужен будет и со стороны компании, и он получит от сотрудников фонда необходимую поддержку и разъяснения, как взаимодействовать с людьми с синдромом Дауна.
– Почему вы задумались о таком сотрудничестве?
– Сейчас многие компании задумываются о том, что нужно включаться в социально значимые проекты: поддерживать людей с ограниченными возможностями здоровья, помогать охране окружающей среды и так далее. В нашей компании есть несколько проектов с экологической составляющей, например, проект «Бумаговорот». Им занимается наш отдел устойчивого развития. Также компания «ОПТИКОМ» активно участвует в различных волонтерских проектах. Теперь мы подумываем о новых социальных проектах.
– А что это за проект «Бумаговорот»?
– В офисах, в которые мы поставляем нашу продукцию, устанавливаем картонные коробки-накопители, в которые можно сложить использованную, ненужную бумагу и бумажные изделия вместо того, чтобы выкидывать всё это в мусор. И, привозя очередной заказ, мы забираем всю бумагу из этих коробок-накопителей. Далее собранное вторсырье перерабатывается. Из макулатуры производят бумажную упаковку, которую мы поставляем нашим партнерам. «Бумаговорот» – наш вклад в построение циклической экономики.
– Ого! Мне такая идея нравится! Вы помогаете природе! А готовы ли уделять время еще и тому, чтобы помогать людям с синдромом Дауна? Готовы ли вы их брать на разные работы? Что вы думаете об этом после общения с нашими директорами?
– Конечно! Мы еще будем общаться со специалистами фондов «Даунсайд Ап» и «Синдром любви», чтобы понять, какой работой могут заниматься подопечные фондов. Сейчас с коллегами будем обсуждать, какой фронт работ можем предложить в нашем центральном офисе в Москве или на нашем складском комплексе, который находится в Нахабино – там сотрудники занимаются разгрузкой, погрузкой, учетом товаров, комплектацией заказов и так далее. Работы много, поэтому подумаем с коллегами, что подойдет для людей с синдромом Дауна, и тогда вернемся в фонд с конкретными предложениями.
Интервью Екатерины Ерзы с представителями благотворительного фонда CSS Викторией Петрухиной и Асей Булычевой
– Чем вы занимаетесь, кем работаете?
В. Петрухина: Я работаю менеджером проектов в фонде CSS, а моя коллега Ася Булычева – операционный менеджер, она отвечает за документы, за административную часть нашей деятельности. Мы занимаемся тем, что поддерживаем такие организации, как Даунсайд Ап, «Синдром любви» и другие. Мы – грантодающая организация, даем деньги на реализацию разных полезных проектов.
– Как вы узнали о нашем фонде и почему выбрали его для помощи?
В. Петрухина: Наша организация уже давно знакома с Даунсайд Ап. Мы знаем, что этот фонд делает очень многое для людей с синдромом Дауна и их семей. А что касается того, почему мы его выбрали, то тут надо понимать, как у нас в принципе устроено сотрудничество с грантополучателями. У нас несколько конкурсов. Претенденты на грант подают заявки, и мы со своей стороны проверяем документацию, а приглашенные эксперты – признанные специалисты в своих сферах – оценивают смысловую составляющую. Потом мы проводим интервью с организацией, подавшей заявку. То есть, присланный проект проходит конкурсную проверку. Например, сейчас у нас есть совместный с фондом «Даунсайд Ап» проект, который был поддержан экспертами. Они дали ему положительную оценку, присвоили высокий рейтинг, и таким образом он получил финансирование. Это и правда очень интересный проект: «Логобанк». Я сама поприсутствовала на одном из онлайн-занятий и мне очень понравилось!
– А почему вы пришли на наш день открытых дверей?
В. Петрухина: Мы стараемся быть в курсе всего, что происходит в рамках тех направлений, которые мы поддерживаем. Это спорт, образование, детско-родительские отношения, а также сопровождаемое проживание и трудоустройство.
– Сколько же денег уходит на поддержку разных проектов?
А. Булычева: Ну, как говорится, сколько бы денег ни было, их никогда не бывает слишком много. Особенно если учитывать ту пользу, которую они приносят благополучателям. Конечно, всё познается в сравнении. У нас не такая большая организация, как, например, Фонд президентских грантов, и по времени создания мы моложе: CSS работает с 2019 года. Однако за это время мы смогли поддержать больше сотни проектов. Причем наша поддержка в основном направлена на те проекты, которые реализуются в регионах. Только в этом году мы убрали из критериев отбора проектов, что они должны осуществляться вне Москвы и Санкт-Петербурга.
Интервью Марины Маштаковой с ведущим специалистом отдела реализации волонтёрских программ ГБУ города Москвы «Мосволонтёр» города Москвы Савой Савченко
– Сава, а с чего лично у вас чего начался интерес к работе наших фондов и к жизни людей с синдромом Дауна?
– Во-первых, нам об этом рассказывали преподаватели Московского государственного психолого-педагогического университета, где я училась. Во-вторых, я видела ряд фильмов про детей с синдромом Дауна и про их мам.
– Где вы работаете?
– Я сотрудник организации, которая называется «Мосволонтер». Это организация при Комитете общественных связей и молодежной политики Москвы.
– Как вы считаете, человек должен много зарабатывать, чтобы помогать другим, или это необязательно?
– Неважно, сколько денег зарабатывает человек, и кто он по профессии, главное, чтобы у него было желание помогать другим. Ведь помогать можно не только деньгами, но и делами. Этим как раз и занимаются волонтеры, а наша организация направляет их работу, предлагает им разные волонтерские проекты, в которых можно поучаствовать. С нами сотрудничают самые разные люди: от школьников и студентов до так называемых «серебряных» волонтеров – граждан старшего возраста. Каждый находит себе задачу по силам и по интересам: кто-то приходит, чтобы рассортировать гуманитарную помощь, кто-то помощью детям, кто-то участвует в проведении волонтерских мероприятий и так далее. Социальным направлением волонтерской деятельности в Москве интересуется свыше 32 тыс. человек, это второе по популярности направление добровольчества среди горожан.
– Было бы интересно побольше узнать про вашу организацию.
– «Мосволонтер» – крупнейший в России Ресурсный центр поддержки добровольчества, осуществляющий свою деятельность на территории Москвы, которое помогает другим организациям (вот таким благотворительным фондам, как ваш) находить волонтеров, а ещё проводит обучение волонтеров, выдает личные книжки волонтеров, предоставляет пространства для проведения мероприятий, оказывает информационную и консультационную поддержку. Например, мы организовываем волонтеров для участия в больших событиях. Следующее большое событие, к которому мы уже начали готовиться – это Всемирный Фестиваль молодежи – самое масштабное молодежное событие в мире. Он объединит неравнодушных людей со всей планеты. По Указу Президента России Фестиваль пройдет с 1 по 7 марта 2024 года на федеральной территории «Сириус» в Сочи.
– Я тоже волонтерю! И тоже хочу поучаствовать как волонтер в ваших мероприятиях. Это можно? Куда обращаться?
– Я как куратор инклюзивного и социального направления как раз очень заинтересована в том, чтобы к нам приходили также и особенные волонтеры. Когда они к нам приходят, мы стараемся подыскать для них дело, которым они смогут заниматься на постоянной основе, на протяжении длительного времени. Всё зависит от их сил и умений. Наши специалисты проводят собеседования с желающими присоединиться к нашей деятельности, подбирают занятия, которые подойдут конкретно каждому из них.
Начать лучше с регистрации на сайте mosvolonter.ru. Там можно выбрать интересующее вас направление, например, социальное или инклюзивное. Тогда вам на электронную почту будут приходить анонсы событий в рамках выбранных направлений, на них можно откликнуться и принять участие.
Интервью Елизаветы Касаткиной с гостьей фонда Еленой Кудлик
– Почему вы пришли на День открытых дверей фондов «Даунсайд Ап» и «Синдром Любви»?
– Мне всегда была близка тема благотворительности. И как человек, имеющий опыт работы в банковских структурах, я хорошо понимаю: чтобы благотворительные фонды могли оказывать помощь своим подопечным, требуется очень много средств, а для этого им необходимо все время оставаться в информационном пространстве, рассказывать о себе, быть открытыми. Вот я и пришла сюда, чтобы поучаствовать в дне открытых дверей, а потом рассказать об этом другим, чтобы они помогали.
– А почему вы вообще заинтересовались благотворительностью?
– Потому что знаю, как это важно и как непросто работать в этой сфере. Вот, например, чтобы у вашего фонда было такое уютное здание, такие хорошие педагоги, такие интересные проекты, нужно очень много денег.
– Вы по-прежнему работаете в банке?
– Нет, сейчас я в декретном отпуске, у меня двое маленьких детей.
– Было ли лично для вас чем-то полезно участие в нашем дне открытых дверей?
– В фонде прекрасная атмосфера. Приятно быть среди людей, которые разделяют твои ценности. А еще у меня есть подруга, у которой недавно родился ребенок с синдромом Дауна. После посещения фонда Даунсайд Ап мне стало понятнее, как ее поддержать. Я обязательно расскажу ей, каких замечательных детей и подростков здесь встретила, какую помощь им оказывают специалисты.
– Как вы думаете, чем могут быть полезны обществу люди с синдромом Дауна?
– Я видела, как девушки с синдромом Дауна работают в Московской школе управления в Сколково. И мне кажется, на самом-то деле в любой большой или маленькой компании есть такая работа, с которой могли бы справиться такие люди. Просто надо это продвигать, больше об этом рассказывать. Да и не только в коммерческих компаниях. Недавно я была на спартакиаде, которая поводилась для детей-сирот. А сейчас подумала: ведь вполне можно было бы пригласить в помощь организаторам молодых людей с синдромом Дауна в качестве волонтеров, ведь они такие приветливые, общительные…
– Вы считаете, что люди с синдромом Дауна могут работать даже в каком-нибудь банке?
– А почему бы и нет? Задачи же разные бывают. И в банке нужны не только те люди, которые разбираются в финансовых вопросах, но и те, кто выполняет разную канцелярскую, административную работу. И она по силам человеку с особенностями. Я считаю, что всё это реально. Всё от людей зависит!
Интервью Марины Маштаковой с гостьей фонда Екатериной Струлёвой:
– Почему вы сегодня пришли в наш фонд?
– Чтобы больше узнать о нем, увидеть всё своими глазами, посмотреть, чем вы занимаетесь. И теперь могу сказать, что если моя помощь нужна, то я с удовольствием поучаствовала бы в вашей жизни.
– Вы у нас в гостях первый раз?
– Да, первый. Но я о вас читала, и моя знакомая работает у вас в фонде, она мне тоже о нем рассказывала.
– А кто вы по профессии?
– По профессии я мама. У меня двое детей, две девочки – Алиса и Ариша. Старшей 10 лет, а младшей – восемь.
– Они ходят в школу или младшая еще в детском саду?
– Они обе школьницы. Старшая учится в четвертом классе, а младшая – во втором.
– У них много разных предметов в школе?
– Да, их учат и математике, и русскому языку, и литературе, и английскому языку, и другим предметам.
– Ваши дочки хорошо учатся? У них только хорошие оценки или иногда бывают и плохие?
– Вообще они учатся хорошо, я ими горжусь. Но иногда бывают и плохие оценки, если забудут сделать домашнее задание.
– Как вы думаете, дети с синдромом Дауна должны учиться в школе вместе с другими детьми?
– Конечно! Я своим девочкам часто рассказываю, что есть люди с разными особенностями, и с любым ребенком, и с любым взрослым нужно уметь общаться, находить общий язык. Я совсем не против, чтобы Алиса с Аришей этому учились. Хочу, чтобы они не реагировали неправильно, увидев особого ребенка, чтобы они понимали, что у особых детей есть права, как у их сверстников, и у них такие же увлечения, развлечения, характеры, привычки и так далее. Поэтому я сегодня здесь. И еще раз убедилась, что подопечные Даунсайд Ап в первую очередь – дети, и только потом – обладатели лишней хромосомы. Может быть, они чуть дольше чему-то обучаются, чем другие ребята, а так – точно такие же! Вот, я вижу разные замечательные работы, которые сделали своими руками участники мастерских Даунсайд Ап. И думаю, что не каждый обычный ребенок будет уделять столько времени и старания какому-то кропотливому делу, сколько приходится затрачивать авторам этих работ! Мое им уважение! Я считаю, у них можно многому поучиться!
В статье использованы фото участников медиалаборатории Алексея Семенова, Любови Шалонской и Екатерины Ерзы.