У Стаса детские веснушки на лице. И сияющие глаза, словно он секунду назад умылся и готов бежать навстречу радости. Он кажется живым воплощением мифа о «солнечности» людей с синдромом Дауна. Но историей своей 20-летней жизни он уже опроверг почти все мифы о синдроме. Играет в театре и на футбольном поле; пробует свои силы на арене цирка и гордится силой физической, которую приобрел ежедневными тренировками; не получив навыков письма и чтения, записывает результаты футбольных матчей и...мечтает поступить в спортивный колледж.
Стас словно все время находится в соревновании с собой. И каждый раз выигрывает. Но теперь перед ним - особенная дистанция. И ее нужно не просто преодолеть - пробежать в кроссовках. Стас Богданов – один из немногих людей с синдромом Дауна в России, который серьезно занимается лёгкой атлетикой. Его тренировки - это попытка медиков и тренеров изучить возможности организма с другим набором хромосом. Если у Стаса получится, своим примером он вдохновит многих.
«Я тоже умею бегать» - так называется проект, который придумали сотрудники фонда «Синдром любви» и «атлет во благо» из Санкт-Петербурга Евгений Дроздовский. Женя - участник российской сборной по парашютному спорту, триатлонист, один из организаторов международной серии стартов на открытой воде X-Waters, альпинист, покоривший Эльбрус. Он пришел в благотворительность, «чтобы делать дело, которое будет видно». «У меня не просто цель - научить Стаса бегать. Моя конечная цель - разработка методики», - говорит Евгений.
Мы разговариваем с Женей в подмосковном лесу. Он только что, как говорят спортсмены, «сделал» 20 километров. Впереди ещё 30. Но это не просто марафон, это первая открытая беговая тренировка вместе со Стасом Богдановым, чтобы с этого момента открыто говорить - Стас тоже умеет бегать! Ради этого события Женя приехал из Санкт-Петербурга. Он нашел волонтёров, которые подготовили баночки с газировкой и фрукты для участников забега, он нашел отличный лес с беговыми трассами, где одновременно проходили ещё несколько стартов, он приехал с рассветом и начал бежать, чтобы другие тоже не отставали. Но...других пока нет.
Мы вместе пытаемся понять, почему проект «Я тоже умею бегать» с самого начала своего существования трудно идёт? Почему ни Жене, ни фонду «Синдром любви» не удается найти тех, кто поддержит колоссальную исследовательскую работу финансово? Почему даже пробежать со Стасом в его первый тренировочный день на открытом воздухе было почти некому? «Атлет во благо» констатирует: «Люди не до конца верят в эту историю. У нас все думают, ну, человек с синдромом Дауна, ну пробежит, что такого? Сейчас все вообще бегают. Но мы до сих пор не знаем, получится у нас или нет. Я вчера говорил с тренером Стаса. У парня поставлена техника, он понимает, куда ногу ставить, куда ее тянуть, но есть проблемы, о которых мы даже не думали. Если честно, мы до последнего сомневались, что Стас сможет пробежать».
Первым после Жени на забег приехал Стас. Вместе с мамой Наташей. Она машет рукой нам издалека и смеётся: «Раньше вечно куда-то спешила, опаздывала, а тебе приходится вставать пораньше, чтобы делать гимнастику со Стасом. Это проект всю нашу жизнь изменил!» Мы в фонде давно знаем Наташу. Ее отношения со Стасом - особенная территория, здесь любовь уже победила все страхи и предрассудки. Ради сына Наташа переехала в Москву, где «таких детей понимают». Ради сына села на диету: «Было тяжело отказываться от макарон и булочек. Мы семья мучная. Но Стасу нужно полезное, спортивное питание. И мы заодно втянулись!» Ради сына, именно она год назад «предложила ему попробовать бегать».
Все началось в подмосковном городе Королев. На легендарном «Космическом марафоне» Стас помогал организаторам, как волонтёр и с нескрываемым восторгом следил за стартами. В какой-то момент мама сказала: «Попробуй! Возьми самую короткую дистанцию - 600 метров и проверь свои силы!» У Стаса даже кроссовок беговых не было, но он сразу согласился и прибежал победителем. С того момента, по словам Наташи, «у Стаса загорелись глаза!»
Несколько месяцев ушло на поиски тренера для спортсмена с синдромом Дауна. Многим профессионалам было интересно попробовать, но работать по-настоящему, на бегу создавая методику, советуясь с медиками и психологами, продолжая верить в успех, несмотря на все препятствия, удалось только Светлане Томашевский. ( Интервью с ней читайте в ближайшие дни на нашем сайте).
...И вот Стас уже стоит на полянке и разминается вместе с Женей Дроздовским. Они поднимают высоко колени и приседают «пистолетиком», взявшись за руки. И если ничего не знать про Стаса, то необычного в этой разминке нет. Но Стас, в своих мечтах, давно пробежал подмосковный лес и бежит - летит ультратрейл вдоль озера Эльтон. 100 миль у жаркой солёной воды. Там, где небо сливается с землёй. Спортсмен Женя Дроздовский выбрал Эльтон для своего поступка «во благо». И ещё, он очень надеется, что сможет взять с собой Стаса: «Остался месяц до Эльтона. То, что я пробегу - это точно. Я своим примером показываю, что все могут бегать, абсолютно все. Но это не мой проект. Я посвящаю этот забег Стасу и всем людям с синдромом Дауна».
За несколько минут до старта к нам подтянулись ещё несколько человек - друзья Жени по волонтерским проектам. Всего на дистанцию, вместе со Стасом, выходят 6 человек. Кажется, их совсем немного, почти не видно за прошлогодней травой и высокими деревьями... Но мы с Наташей до боли в глазах следим за бегунами. И вполголоса считаем круги... Сколько Стас пробежит? Сколько сможет бежать в темпе со всеми? Сколько у него сил в запасе?
Через несколько минут участники забега - Катя и Эмиль, поравнявшись с нами, на бегу дают интервью:
- У Стаса уже получается! Однозначно! Он бежит с нами наравне! Бежит, как все! Вопросов нет!
Мы с Наташей переглядываемся и выдыхаем.
На открытой тренировке Стас сумел пробежать 2 километра без остановки в темпе 7.50-7.40. Почти на минуту он улучшил свой результат в зале. И, кажется, бежал бы ещё дальше и лучше, но...столько всего интересного вокруг! Пушистые собаки, маленькие дети, распускающиеся деревья, солнце, в конце концов.
Женя немножко расстроен: «Стас отвлекается на всё! Он отвлекся и, если его не направить обратно, он может и не вернуться. И ещё нужно поработать с дыханием. Может быть, это особенность всех людей с синдромом? Он старается бежать очень быстро, быть первым. Быстрее, быстрее... И начинает задыхаться. Впереди ещё большая работа и с дыханием, и с психологией. Но мы сможем! Не факт, что успеем к Эльтону, но Стас побежит как надо. Возможно, уже 19 мая на забеге «ЮниКредит банк и «Спорт во благо» Стас пробежит дистанцию от 1 до 3 километров! Для меня честь быть рядом с ним в такие минуты».
А пока Стас жует банан и щурится на солнце. Он уже рассказала нам о том, что он бежит, как будто «с крылышками» и объяснил, что даже «с крылышками» нужно следить за пульсом. 145 ударов в минуту - рабочий беговой ритм. Больше нельзя. После тренировки в лесу Стас отправился в цирк - помогать дрессировщикам кормить морских львов. А потом домой - на беговую дорожку.
Наташа признаётся: «Если придвинуть телевизор к дорожке и включить футбол, Стас, наверное, часами может бежать... А недавно была на кухне, слышу кричит: «Я смогу! Я сделаю! Я буду Олимпийским чемпионом!» Я была потрясена. Это, правда, для него сейчас самое важное».
Комментарий эксперта.
Александр Махов, декан факультета физической культуры РГСУ: «Думаю, что перспективы у лёгкой атлетики для людей с синдромом Дауна есть. Бег - это личный вид спорта, где работают двое: тренер и спортсмен. Люди с синдромом уже неоднократно доказывали, что могут достигать высоких результатов в индивидуальных видах спорта (плавание, гимнастика, лыжные гонки). Гораздо сложнее в командных видах, но и здесь, на примере занятий футболом, есть уверенность, что они раскроются и проявят свои способности достигать результата в коллективе. Про успехи Стаса в беге не слышал. Знаю, что у него есть желание заниматься бегом, а это уже полдела».
Текст: Анастасия Шерман