Крещение Аня отмечает в купели. Ныряет в прорубь без оглядки на ледяной ветер, а порой и недоуменные взгляды окружающих. Она не такая как все, потому что любит воду во всех ее проявлениях. А еще у нее синдром Дауна. Она родилась с этим, но шагает по жизни в первых рядах. Вопреки диагнозам и общепринятому мнению Аня поступила в колледж, вопреки сомнениям окружающих получила спортивный разряд. Она осваивает пианино, танцевальные па и уверенно держится в седле лошади. Она крушит стереотипы с целеустремленностью человека, выходящего в открытый космос. И все же главной в ее жизни остается вода.
Отверстие в сердце — окно в большой спорт
О том, что ей присвоен третий квалификационный разряд по плаванию, Аня Онодал узнала в конце прошлого года. Для человека обычного это все равно, что мировой рекорд. Солнечной спортсменке и этого мало. Теперь она хочет большего.
— Я хочу стоять на трибуне, держать руку на сердце и петь гимн России, — говорит она своей маме. Замах на специальные международные игры, а может и паралимпиаду. О том, что такое невозможно, сейчас уже никто не заикается. В ее жизни было слишком много, казалось бы, непреодолимых барьеров. Все они уже — пройденный этап.
«Мы обивали пороги спортивных организаций и кабинетов чиновников, скандалили и обижались, но никто не хотел с нами связываться»
— Семь лет назад у Ани обнаружили дыру в сердце. Овальное окно, диаметром 4 миллиметра, — вспоминает мама девочки, Юлия Онодал. — Врачи отказались делать операцию: сказали, очень опасно. Посоветовали заняться плаванием. Мы обивали пороги спортивных организаций и кабинетов чиновников, скандалили и обижались, но никто не хотел с нами связываться. Синдром Дауна отпугивал всех, никто не хотел брать на себя ответственность. Мы успокаивались и вновь стучались в те же двери. Потом встретили Сашу Ярошева. Он первый тренер, кто не испугался. Первый месяц Аня с него не слазила, буквально висела на нем в чаше бассейна. Она панически боялась воды. Я наблюдала за этим, что называется, «с берега», а в душе зрели сомнения. Может все зря? Подошла к Саше, сказала, что ничего у нас не получился. Он категорично ответил: «Она будет плавать!»
Уже не первый год Аня Онодал отмечает Крещение в проруби.
По сути, Аня пришла в бассейн за реабилитацией — ей требовалось лечение. Никто не предполагал, что однажды все это дело перерастет в полноценный большой спорт. Самое главное, что отверстие в сердечной мышце действительно затянулось.
На одной водной дорожке
С тех пор жизнь Ани четко регламентирована. Сначала школа, потом тренировки. На счету девочки несколько призовых мест на соревнованиях всероссийского уровня. Дома целый иконостас медалей и кубков.
— Осенью прошлого года мы выступали на соревнованиях в башкирском городе Саловате. Большое количество участников, серьезные требования. Несмотря ни на что, Аня показала серьезный результат. Тогда я забрал все необходимые документы с этих соревнований, привез домой и подал в министерство спорта Амурской области. Там приняли решение о присвоении третьего квалификационного разряда. Конечно, ничего подобного в Амурской области раньше не было. Для нас это большое достижение, но, положа руку на сердце, я воспринимаю такие победы без лишних эмоций. Мы понимаем, что теперь останавливаться нельзя ни в коем случае. Впереди очень много работы. Нам пора готовиться к выходу на более высокий уровень, — отмечает тренер аквапарка «Плаза» Александр Ярошев. — Ане я благодарен за то, что она на своем примере показывает другим необычным детям — все возможно!
Аня с тренером Викторией Брылиной.
Аня — не единственный солнечный ребенок Приамурья, у которого есть серьезная спортивная квалификация. Среди потенциальных разрядников Дима Маскаев и Арсений Мамчак. Благодаря этим и другим детям амурское общество заметно меняет отношение к инвалидам с ментальными нарушениями. Бассейны Благовещенска и других городов Приамурья уже без опаски распахивают перед ними свои двери. Пожалуй, это самая главная победа, значимость которой не измерить даже разрядами и званиями. Такие вещи лечат не только физические пороки и затягивают сквозные сердечные отверстия, они меняют само отношение к ближнему. Это отмечают многие люди, которые занимаются с особенными детьми. Это отмечают обычные дети, которые делят со своими солнечными соперниками одну водную дорожку.
Разговор без перевода
Каждый свой день Юлия Онодал начинает с просмотра электронной почты. Приглашения на статусные соревнования приходят со всех концов России. Аню зовут состязаться с пловцами мирового уровня. Хочется участвовать везде, но все упирается в финансы. Поэтому семья Онодал благодарна любой спонсорской помощи, которую оказывают неравнодушные люди и организации. Обычным детям не нужно доказывать свою состоятельность. Дети с синдромом Дауна занимаются этим с первых дней жизни — доказывают себе и окружающим, что в этой жизни они не лишние.
Аня пришла в бассейн за реабилитацией — ей требовалось лечение. Никто не предполагал, что однажды все это дело перерастет в большой спорт.
Прошлой осенью Аня Онодал привезла мне булку теплого свежего хлеба. Испекла сама. Приехала из колледжа прямо в пекарском колпаке и самозабвенно рассказывала о своих достижениях. Говорила невнятно, порой проглатывая звуки — такова особенность врожденного синдрома. Но говорила настолько искренне, что перевода не требовалось. Булку я ломал прямо руками, ел вприкуску с горячим сладким чаем и понимал, что этот хлеб — самый вкусный в моей жизни.
Она реально будет стоять на пьедестале почета, не важно булочная это или олимпийский бассейн. У этого ребенка получится все.