Как юные художники с синдромом Дауна оказались в мастерской Зураба Церетели и, что из этого вышло. Репортаж Анастасии Шерман.
Весна - широкими мазками! Но гулять по Пречистенке нам некогда. Мы с ребятами спешим на мастер-класс к Зурабу Церетели. На бегу вспоминаем всё, что знаем про художника:
- Его скульптуры в центре Москвы из любой точки видно!
- Памятник Петру Первому на Москве-реке 98 метров в высоту! Выше, чем Родина-мать на Мамаевом кургане!
- В России выше только Центральный монумент Победы - в нём 145 метров! И его тоже Зураб Церетели сделал!
- Его работы по всему миру! В Нью-Йорке, Лондоне, Париже...
- Его скульптура стала эмблемой Special Olympics World Games! Там все мечтают побывать!
- Ему 84 года, а он до сих пор работает и летает с выставками по всему миру!
- Говорят, он похож на Санта Клауса!
Вообще, эта история началась месяц назад, когда мы решили попроситься в мастерскую художника и, заодно, на экскурсию в галерею его работ. В тот же день помощники Зураба Константиновича передали его слова: «Да! Конечно, да! Давайте выберем удобное время».
Сквозь сумасшедший график, пожалуй, самого известного из современных художников детям оказалось пробиться гораздо легче, чем мы думали. Потому, что к детям у Церетели отношение особенное. Но об этом позже.
А пока мы стоим в холле галереи и жмуримся от блеска мрамора, зеркал и сотен светильников. Общая фотография на память - все ребята ещё очень застенчивы и почти не улыбаются. Вспышка! Щелчок затвора! И мы идём на экскурсию.
Искусствовед Наталья Кузьмичёва, потрясающе элегантная дама с дворянскими интонациями, берет за руку нашу Катюшу и начинает разговор о сложной колористике живописца Зураба Церетели. А я смотрю с замиранием сердца на эту детскую ладошку во взрослой руке и понимаю: «Нам правда здесь рады! Здесь с нами на равных!»
Всего в галерее сегодня девять семей с ребятами, все - старшего возраста. Светлана Салова, специалист по социальному сопровождению семей «Даунсайд Ап» потихоньку рассказывает, что хотели и просились многие. Но пока решили проверить, как вообще пойдет.
Галерея Зураба Церетели, возможно, самое сочное, самое жизнеутверждающее место на культурной карте Москвы! Ты делаешь шаг, а дальше тебя уже кружит, затягивает, обнимает и затанцовывает! Кругом много красного, зелёного, фиолетового! Буйство цвета, сила формы, творческая феерия! Ошарашенные ребята сначала просто смотрят, оглядываются и восхищённо переговариваются! Через полчаса всё смелее и смелее начинают фотографироваться на фоне живописных полотен! Такого Церетели ни мы, ни они не ожидали увидеть! Но именно таким он нам особенно нравится!
«Дети всегда очень положительно реагируют на художественные образы, - объясняет Наталья Кузьмичёва. - Они им ближе, чем какие-то абстрактные идеи. Поэтому искусство Зураба Константиновича доступно всем! Работы очень искренние. Мастер обращается к чувствам человека, к его душе. Работы теплые, очень яркие по свету... А ведь за простыми образами кроется очень глубокая философия, гуманистическая философия».
В зале скульптур знаменитых людей наша компания окончательно освоилась! Теперь ребята заваливают искусствоведа вопросами:
- Путин есть! А где Джони Депп?
- Джони Деппа нет, - держит удар Наталья Кузьмичёва, - зато есть Иосиф Кобзон!
Шутки и вопросы - верный сигнал, что гости почувствовали себя в галерее «как дома», и можно отправляться в мастерскую художника! Напитавшись творческим духом, мы сейчас и сами готовы выдать что-нибудь эдакое!
В просторной студии с большими окнами и дополнительным освещением юных рисовальщиков уже ждут мольберты! Помощники выдавливают на палитры тюбики масляной краски и отдают в руки ребят. Настоящее сокровище для того, кто понимает! Палитры оглушительно пахнут и немножко пачкают руки. Вот оно - предчувствие своей роли в искусстве!
Пока мастера нет, мы решаемся подойти ближе и рассмотреть его рабочее место. В лотке отмокают три десятка кистей разного размера, палитра занимает полстола, краски каждого цвета на ней - стакан, не меньше! На мольберте - огромный загрунтованный холст! Все просто и почему-то очень торжественно. Начальник информационно-экскурсионного управления галереи Елена Ларионова улыбается нашему любопытству: «Это ведь не просто мастер-класс! И не просто знакомство с творчеством художника! Все, кто приходят в галерею, попадают в ауру мастера. Он рисует и дети рисуют. Зураб Константинович говорит: «Надо развивать фантазию. Не надо, чтобы все рисовали одно и тоже, неправильно это». Даже в институтах профессиональных учат неправильно. Всё нивелируется! А тут он говорит детям:
- Что видели во сне?
- Что по дороге встретили? Вот это и рисуйте!
В этом и есть индивидуальность».
Вам доводилось рисовать (ну хорошо, писать, работать) масляными красками? Они не терпят воды и неточных движений. Пожалуй, это самые честные краски на свете... Именно поэтому, так сложно с ними подружиться. Я заглядываю ребятам через плечо и вижу, как на чистых листах пишется новая история их жизни... Распускаются цветы, оживают невиданные звери, зажигается свет в крошечном домике сквозь темноту... Я дышать боюсь, чтобы не спугнуть музу! И вдруг голос за спиной:
- Уже начали? Молодцы! Молодцы! Продолжайте!
В студию входит мастер! Он в длинном алом фартуке и с кисточками в руках! И он, правда, очень похож на Санта Клауса. Зашёл - и все стало совсем хорошо!
Сначала Церетели рассматривает работы юных художников! Похоже, ему действительно очень интересно, что происходит на листах картона. С удивлением замечает, что несколько ребят по памяти рисуют его картины. Улыбается и идёт к своему холсту. В ближайшие два часа он будет только рисовать, в такт неторопливым песням на грузинском языке, которые звучат из невидимого репродуктора. И мы тоже будем только рисовать... Рядом.
Кристина Ивлева, мама Мити: «Сегодня день такой солнечный! Мы пришли в галерею, а тут краски такие яркие! У художника техника вдохновляющая! Она неклассическая, скажем. Тут есть, где вдохновиться, и ребенку всё это близко должно быть и понятно!»
Галина Зенченко, мама Ксюши: «Нам очень понравилось в галерее! Красиво, ярко, необыкновенно! Мы посмотрели работы Зураба Константиновича и хочется самим рисовать! Ксюша рисует с трёх лет, поэтому для нас это замечательный урок и возможность оказаться в таком месте – порисовать».
Галина Семёнова, мама Алёши: «Дети с синдромом Дауна очень эмоциональны. И все события, которые будят наши эмоции, они, конечно, много дают. Наши дети так познают мир - через эмоции. Они, может, сами и высказать не могут то, что увидели сегодня. Но в них сегодня вложено новое... Во всяком случае, мы ещё никогда не рисовали маслом!»
Светлана Салова, специалист по социальному сопровождению семей «Даунсайд Ап»: «У меня гордость за наших детей! Они дают нам, взрослым, вдохновляющий пример, что они могут всё! У Зураба Константиновича эмоциональная живопись. А чем эмоциональнее, тем наши дети правильнее реагируют. Даже у нас, взрослых, эти эмоции, порой, беднее, чем те эмоции, которые показывают они! Галерея - очень атмосферное место, и творческое. Мне кажется, что здесь хорошо всем».
После мастер-класса у ребят едва остаются силы, чтобы отмыть перепачканные краской пальцы и улыбнуться на общей фотографии с художником Церетели. Масло на картинах будет сохнуть несколько дней, поэтому всех желающих снова ждут в гости в галерее - забрать картины и надышаться вдохновением, насмотреться красок. На прощание, Зураб Константинович даёт совет родителям: «Когда дети просыпаются утром, давайте им карандаши! Пусть рисуют! Необязательно быть художниками, но так развивается рука, учатся глаза, развивается правильное видение предмета». И, через паузу: « Я стараюсь каждую неделю, иногда два раза, три раза принимать детей в мастерской. Потому что это важно - что-то делать для поколений. Нельзя жить эгоистической жизнью. Надо больше отдавать детям, чем мы от них получаем».