ОЧЕНЬ ЛИЧНЫЙ «ВОПРОС»

ОЧЕНЬ ЛИЧНЫЙ «ВОПРОС»

31/01/2019
ОЧЕНЬ ЛИЧНЫЙ «ВОПРОС»

Все театры начинаются с вешалки… И только один – с гримерки!

В камерном пространстве студии «ВзаимоДействие» за полминуты до премьеры зрители уже сидели на стульях, теснились в проходах и стояли вдоль стен… Как вдруг оказалось, что все мы – находимся за кулисами! Да ещё и заперты в гримерке вместе с актёрами! Где искать выход? Вот он – «Вопрос» и…начало одноимённого спектакля. 

«Подслушанный» сценарий 

Вообще, театр «ВзаимоДействие» привык удивлять. Так само получается. Дело в том, что все актеры театра – люди с синдромом Дауна и аутизмом. То, что они выходят к зрителю, запоминают текст, играют и даже импровизируют – само по себе удивительно! Где границы творческих возможностей у тех, кого принято называть «людьми с ограниченными возможностями»? Ответа режиссер Виктория Сид не знала ни полгода назад, когда только придумывала «Вопрос», ни теперь:

- Я не была никогда связана с такими детьми вообще. Меня пригласили поработать педагогом по актерскому мастерству, и я решила попробовать. Думала, неделю – две, может быть, продержусь. Но уже на первом занятии поняла, что я здесь надолго. Это отдельный мир, и мир очень прекрасный! Я долго не знала, какой спектакль можно сделать. Я просто слушала ребят и наблюдала за ними. Как они едят, как общаются, какие темы обсуждают друг с другом…И я вдруг поняла: главное – люди с синдромом Дауна могут говорить о себе! Это люди размышляющие, у них есть личная позиция! Они хотят быть услышанными! Нужно дать им эту возможность! Нужно сделать спектакль, в котором актеры играют самих себя!

Почти два месяца Виктория каждую репетицию задавала ребятам вопросы, простые и сложные (Что такое любовь? Чего вы больше всего боитесь? Любимое блюдо? Кино или театр?). А ответы записывала на видео. 50 вопросов и 350 очень личных ответов самим себе и окружающему миру. Ответов, в которых нельзя соврать, как невозможно врать самому себе. Эти записи и легли в основу сценария. 

IMG_2596-25-01-19-12-36.jpeg

Правила импровизации

Оставалось только «привести спектакль в форму» - выстроить драматургию, отбросить лишнее и начать репетиции… Уже с первых читок стало понятно – актеры с синдромом Дауна готовы к самостоятельности на сцене! А в том, что импровизировать придется, Виктория Сид не сомневалась. Заявленная продолжительность спектакля – полтора часа! До премьеры – считанные недели! Поэтому, вместе с ролью, ребята учили «правила игры», придуманные режиссером: что делать, если забыл слова, как не смотреть в зал, как незаметно пропустить кусок действия, если что-то пошло не так, как не бояться, как не волноваться.

- Первый прогон с участием всех актеров и творческой группы сделали в день премьеры, - вспоминает Виктория. – Это, конечно, рекорд по любым театральным меркам! Тем более, что ребята – не профессиональные актеры, которые могут сориентироваться в любой сцене. Но оказалось – они на всё способны!

Свою роль Артем Силин учил вместе с мамой, вечерами. Он – за себя, мама – одна за всю труппу. Десятки листов текста о самом главном. Евгения Силина признается, что даже для нее многие ответы сына стали откровением.

- Где-то смешно он ответил, где-то неожиданно. Например, вдруг сказал: «У моей мамы всегда бабочки в животе»! Конечно, я смеялась! Но был ведь и другие вопросы: что бы ты спросил у Бога? Или, что будет, если я умру? Это же темы очень серьёзные. Этот проект знакомит людей с нашими детьми. Показывает их с другой стороны. Это не просто дети, которые плохо разговаривают и неизвестно, что у них в голове… Нет! Они хорошие и добрые, тоже с юмором, они веселые, у них интересное мышление. Я хочу, чтобы на наших детей посмотрели и сказали: «Нормальные ребята! Интересные вещи делают». 

IMG_2584-25-01-19-12-36.jpeg

Верю! 

Спектакль «Вопрос» - далеко не первая премьера в жизни 23-летнего Артема. Но, кажется, впервые ему не приходится играть в буквальном смысле, изображать кого-то. Теперь у него невероятно сложная для актера задача – остаться на сцене самим собой. Даже если эта сцена – гримерка. Интересно, что чем откровеннее вопросы, тем скорее актеры стараются вернуться к себе – настоящим: снимают костюмы, стягивают парики, смывают грим с раскрашенных лиц… Нас, зрителей, пустили так близко, что хочется перевести дух…и смотреть дальше-дальше! 

- У нас получился очень честный спектакль, - признается Виктория Сид. - Некоторые родители даже не хотели сначала, чтобы дети отвечали на такие вопросы. Но потом согласились с нами. Мы ведь и сами ищем ответы на такие же точно вопросы! И голос, который их задает – это наш собственный внутренний голос. 

Полтора часа без антракта в переполненном зале! Да, иногда актеры забывали слова и тогда зрители боялись пошевелиться, а партнеры на сцене шепотом подбадривали друг друга: «Машуня, не бойся. Мы с тобой». Да, они сами не заметили, как потеряли целую сцену с ключом от запертой двери, но и зрители тоже не заметили. Да, они устали и были нескрываемо счастливы, когда взялись за руки и вышли к рампе в финале… Семеро смелых и талантливых: Гриша Данишевский, Артем Силин, Маша Сиротинская, Маша Быстрова, Саша Рыжкина, Влад Ситдиков, Сергей Лобачев… И да, столько цветов редко бывает на премьерах даже в больших столичных театрах. 

- Я чувствовал в себе радость в тот момент, - рассказывает Артем, – Мне нравится, когда хлопают в ладоши, когда фотографируют нас на красивом фоне… Когда мама мною гордится и дарит вкусняшки, когда зрители дарят цветы...Мне нравится театр, потому что я могу играть разные роли. И быть собой. Для какого зрителя я играю? Для всех! Да, точно, для всех!

Жизнь после премьеры

Лайки к фотографиям в соцсетях, десятки ободряющих комментариев, искреннее восхищение (Как вам удалось заполучить на роль «Голоса» самого «мистера Фримана» - Вадима Демчога?) – пока это главный хайп, который удалось сорвать людям, создавшим «Вопрос». Они сделали свое дело честно и здорово, и даже бесплатно. И они готовы двигаться дальше вместе с актерами.

- Я вижу большую работу всей команды, - говорит Евгения Силина, - Они находятся в поиске, у них уже запущены новые проекты… Идет поиск собственного стиля, подачи, чтобы и дети вписывались в нее и зрителям было интересно. Идет пока поиск. Мне это нравится!

В планах у Виктории Сид – поставить теперь не документальный, а художественный спектакль. Пока идеи «варятся» в голове, но режиссер уже знает, каким актерам отдаст главные роли… И знает, что в зале будет полный аншлаг. Для «ВзаимоДействия» – взаимодействие актеров и зрителей – это творческий метод и гражданская позиция одновременно. Может быть, поэтому все их спектакли становятся событием ещё до премьеры?

×
Возможные сложности при совершении пожертвований

Вы можете столкнуться с тем, что в связи с рядом блокировок и запретов перевести средства в фонд будет не так просто. Мы заранее просим вас не ограничиваться одной попыткой. Вам придется потратить больше времени, чем обычно, но сейчас каждое пожертвование ценно, как никогда.


Пожертвования через Google Pay и Apple PayНа данный момент оплата через Google Pay и Apple Pay заблокирована для карт Visa и Mastercard.

Если вы оформляли подписку на ежемесячное пожертвование с помощью этих сервисов, пожалуйста, подпишитесь заново, введя вручную номер карты.

Разовые пожертвования также возможно совершать вручную или с помощью российских сервисов SberPay (для МИР, и Визы/Мастеркард если сервис был подключен до 10 марта 2022г.) и YandexPay (нужен аккаунт в Яндекс).
Сервис VPNПожертвования могут не проходить при включенном VPN. Пожалуйста, отключите VPN и попробуйте сделать пожертвование еще раз.
Мобильные приложения банковЕсли у вас устройство на Android, то вы можете оформить пожертвование или ежемесячную подписку в приложении банков СБЕР и Тинькофф. В строке поиска найти наш фонд можно по названию Синдром любви.

Для устройств на iOs – можно сделать пожертвование через мобильное приложение Тинькофф. Мобильное приложение СБЕРа для iOs не работает , но вы можете зайти в Сбербанк онлайн на компьютере, внести пожертвование через банкомат или квитанцию в отделении банка.
Иностранные картыПожертвования с иностранных карт сейчас полностью заблокированы. Как только появится техническая возможность делать переводы, мы обязательно сообщим. А если у вас уже есть решение – обязательно расскажите нам! 😊
Пожертвования из других стран с российских картЕсли вы не в России и у вас карта, выпущенная российским банком, включите, пожалуйста, VPN с российским IP для совершения пожертвования.

Мы заранее приносим извинения за какие-либо технические сбои при совершении пожертвования или оформлении подписки. Обязательно пишите (yu.larina@fondsl.ru), мы разберемся и все исправим при возможности.

Так же, если у вас есть варианты решений тех проблем, которые сейчас существуют, – делитесь, пожалуйста, будем справляться вместе!

Спасибо!