Все театры начинаются с вешалки… И только один – с гримерки!
В камерном пространстве студии «ВзаимоДействие» за полминуты до премьеры зрители уже сидели на стульях, теснились в проходах и стояли вдоль стен… Как вдруг оказалось, что все мы – находимся за кулисами! Да ещё и заперты в гримерке вместе с актёрами! Где искать выход? Вот он – «Вопрос» и…начало одноимённого спектакля.
«Подслушанный» сценарий
Вообще, театр «ВзаимоДействие» привык удивлять. Так само получается. Дело в том, что все актеры театра – люди с синдромом Дауна и аутизмом. То, что они выходят к зрителю, запоминают текст, играют и даже импровизируют – само по себе удивительно! Где границы творческих возможностей у тех, кого принято называть «людьми с ограниченными возможностями»? Ответа режиссер Виктория Сид не знала ни полгода назад, когда только придумывала «Вопрос», ни теперь:
- Я не была никогда связана с такими детьми вообще. Меня пригласили поработать педагогом по актерскому мастерству, и я решила попробовать. Думала, неделю – две, может быть, продержусь. Но уже на первом занятии поняла, что я здесь надолго. Это отдельный мир, и мир очень прекрасный! Я долго не знала, какой спектакль можно сделать. Я просто слушала ребят и наблюдала за ними. Как они едят, как общаются, какие темы обсуждают друг с другом…И я вдруг поняла: главное – люди с синдромом Дауна могут говорить о себе! Это люди размышляющие, у них есть личная позиция! Они хотят быть услышанными! Нужно дать им эту возможность! Нужно сделать спектакль, в котором актеры играют самих себя!
Почти два месяца Виктория каждую репетицию задавала ребятам вопросы, простые и сложные (Что такое любовь? Чего вы больше всего боитесь? Любимое блюдо? Кино или театр?). А ответы записывала на видео. 50 вопросов и 350 очень личных ответов самим себе и окружающему миру. Ответов, в которых нельзя соврать, как невозможно врать самому себе. Эти записи и легли в основу сценария.
Правила импровизации
Оставалось только «привести спектакль в форму» - выстроить драматургию, отбросить лишнее и начать репетиции… Уже с первых читок стало понятно – актеры с синдромом Дауна готовы к самостоятельности на сцене! А в том, что импровизировать придется, Виктория Сид не сомневалась. Заявленная продолжительность спектакля – полтора часа! До премьеры – считанные недели! Поэтому, вместе с ролью, ребята учили «правила игры», придуманные режиссером: что делать, если забыл слова, как не смотреть в зал, как незаметно пропустить кусок действия, если что-то пошло не так, как не бояться, как не волноваться.
- Первый прогон с участием всех актеров и творческой группы сделали в день премьеры, - вспоминает Виктория. – Это, конечно, рекорд по любым театральным меркам! Тем более, что ребята – не профессиональные актеры, которые могут сориентироваться в любой сцене. Но оказалось – они на всё способны!
Свою роль Артем Силин учил вместе с мамой, вечерами. Он – за себя, мама – одна за всю труппу. Десятки листов текста о самом главном. Евгения Силина признается, что даже для нее многие ответы сына стали откровением.
- Где-то смешно он ответил, где-то неожиданно. Например, вдруг сказал: «У моей мамы всегда бабочки в животе»! Конечно, я смеялась! Но был ведь и другие вопросы: что бы ты спросил у Бога? Или, что будет, если я умру? Это же темы очень серьёзные. Этот проект знакомит людей с нашими детьми. Показывает их с другой стороны. Это не просто дети, которые плохо разговаривают и неизвестно, что у них в голове… Нет! Они хорошие и добрые, тоже с юмором, они веселые, у них интересное мышление. Я хочу, чтобы на наших детей посмотрели и сказали: «Нормальные ребята! Интересные вещи делают».
Верю!
Спектакль «Вопрос» - далеко не первая премьера в жизни 23-летнего Артема. Но, кажется, впервые ему не приходится играть в буквальном смысле, изображать кого-то. Теперь у него невероятно сложная для актера задача – остаться на сцене самим собой. Даже если эта сцена – гримерка. Интересно, что чем откровеннее вопросы, тем скорее актеры стараются вернуться к себе – настоящим: снимают костюмы, стягивают парики, смывают грим с раскрашенных лиц… Нас, зрителей, пустили так близко, что хочется перевести дух…и смотреть дальше-дальше!
- У нас получился очень честный спектакль, - признается Виктория Сид. - Некоторые родители даже не хотели сначала, чтобы дети отвечали на такие вопросы. Но потом согласились с нами. Мы ведь и сами ищем ответы на такие же точно вопросы! И голос, который их задает – это наш собственный внутренний голос.
Полтора часа без антракта в переполненном зале! Да, иногда актеры забывали слова и тогда зрители боялись пошевелиться, а партнеры на сцене шепотом подбадривали друг друга: «Машуня, не бойся. Мы с тобой». Да, они сами не заметили, как потеряли целую сцену с ключом от запертой двери, но и зрители тоже не заметили. Да, они устали и были нескрываемо счастливы, когда взялись за руки и вышли к рампе в финале… Семеро смелых и талантливых: Гриша Данишевский, Артем Силин, Маша Сиротинская, Маша Быстрова, Саша Рыжкина, Влад Ситдиков, Сергей Лобачев… И да, столько цветов редко бывает на премьерах даже в больших столичных театрах.
- Я чувствовал в себе радость в тот момент, - рассказывает Артем, – Мне нравится, когда хлопают в ладоши, когда фотографируют нас на красивом фоне… Когда мама мною гордится и дарит вкусняшки, когда зрители дарят цветы...Мне нравится театр, потому что я могу играть разные роли. И быть собой. Для какого зрителя я играю? Для всех! Да, точно, для всех!
Жизнь после премьеры
Лайки к фотографиям в соцсетях, десятки ободряющих комментариев, искреннее восхищение (Как вам удалось заполучить на роль «Голоса» самого «мистера Фримана» - Вадима Демчога?) – пока это главный хайп, который удалось сорвать людям, создавшим «Вопрос». Они сделали свое дело честно и здорово, и даже бесплатно. И они готовы двигаться дальше вместе с актерами.
- Я вижу большую работу всей команды, - говорит Евгения Силина, - Они находятся в поиске, у них уже запущены новые проекты… Идет поиск собственного стиля, подачи, чтобы и дети вписывались в нее и зрителям было интересно. Идет пока поиск. Мне это нравится!
В планах у Виктории Сид – поставить теперь не документальный, а художественный спектакль. Пока идеи «варятся» в голове, но режиссер уже знает, каким актерам отдаст главные роли… И знает, что в зале будет полный аншлаг. Для «ВзаимоДействия» – взаимодействие актеров и зрителей – это творческий метод и гражданская позиция одновременно. Может быть, поэтому все их спектакли становятся событием ещё до премьеры?