В столичной библиотеке имени Ю.В. Трифонова читателям вместо обычных изданий предложили «живые книги» - это люди разных субкультур, религий, профессий, сексуальной ориентации и других групп, с которыми связано много стереотипов. Узнать, как они живут на самом деле, не всегда удается. Для этого и была создана «Живая библиотека». Здесь с ними можно встретиться, поговорить и составить собственное мнение.
«Библиотечная» концепция на таких встречах соблюдается во всем: сначала нужно получить библиотечную карточку, выбрать «книгу» в каталоге и записаться у «библиотекаря». Каждая «книга» выдается на полчаса, потом ее необходимо вернуть. Под «чтением» в «Живой библиотеке» подразумевается разговор — к каждой «живой книге» могут записаться по три-четыре человека и задавать интересующие вопросы. Во время диалога необходимо проявлять уважение, не грубить и вернуть «книгу» в том же психологическом и физическом состоянии, сообщает АСИ.
Идея «Живой библиотеки» пришла в Россию из Дании, где ее впервые организовали в 2000 году. Акция выросла в организацию Human Library, которую создал Ронни Эбергель. Организация помогает воплотить эту идею в жизнь и в других странах. В России, в том числе в Москве, «Живая библиотека» впервые появилась в 2011 году. Она организуется более чем в 20 городах страны. Предыдущая «Живая библиотека» в Москве была в мае 2016 года. Сейчас команда организаторов сменилась, но концепция осталась прежней.
«У меня есть ощущение, что в Москве устанавливается все более напряженная атмосфера в плане дискриминации, стереотипов и предубеждений. В этом году давление стало еще сильнее, чем в прошлом. Мы пытаемся это общественное давление немного снимать и разговаривать о вещах, которые остаются табуированными темами, — их боятся, на них злятся и из-за них возникают конфликты», — рассказала Анна Мелешенко, один из организаторов «Живой библиотеки» в 2017 году. Мероприятие разрешили провести в библиотеке имени Ю.В. Трифонова. Как рассказали сотрудники библиотеки, они открыты для новых форматов работы с читателями.
В «библиотечном каталоге» этого года – мама особенного ребенка, человек с онкологией, глухая, язычник, человек с депрессией, бездомный, сотрудник хосписа, человек, переживший насилие и др. Каждый год организаторы проекта проводят опрос среди потенциальных «читателей» об интересующих их людях и приглашают их в «библиотеку». «Живые книги» могут обращаться и сами – они регистрируются и могут попасть в «каталог».
«Я решила участвовать в «Живой библиотеке», потому что эта тема очень стигматизирована и о ней мало говорится, несмотря на большой флешмоб #Янебоюсьсказать, — поделилась с девушка Марта, книга «Человек, переживший насилие». — Важно, чтобы люди знали не о том, что происходит – это в целом понятно, — а как это чувствуется и как после этого жить».
Мать особенного ребенка Ольга говорит, что «Живая библиотека» похожа на сеанс психотерапии. «Когда ты общаешься с кем-то один на один, есть возможность задать какие-то личные вопросы. Мне кажется, это очень важно и для самих «книг», — отмечает Ольга.
Участник библиотеки Дарья рассказала «читателям», как ощущает себя человек с депрессией. «Я хотела развеять миф о том, что депрессия – это несерьезно, что она пройдет сама. К тому же может случиться, что сюда придет человек, которому плохо, который боится обращаться за помощью и злится на себя из-за того, что ему плохо. Я хочу дать ему понять, что он не один, что болеть – это нормально и ему нужна такая же забота, как любому другому болеющему человеку», — поделилась Дарья. Как рассказала «книга», больше всего читателей интересовали причины депрессии и эффективность лечения.
Анна Мелешенко надеется, что «библиотека» поможет людям начать диалог. «У меня нет каких-то больших ожиданий того, что мы разом изменим мир, разрушим все стереотипы и избавимся от дискриминации. Но мы хотим, чтобы люди начали диалог с представителями групп с противоречивым социальным опытом, услышали их, задали вопросы и обсудили свои представления о каких-то темах. Я надеюсь, что в итоге люди изменят свои представления или добавят к ним что-то новое. Дальше это заставит их думать о том, что в принципе происходит в обществе и что будет дальше. Все люди внутри социальной группы разные, поэтому каждый опыт стоит того, чтобы его уважали и услышали», — добавила Анна.