Воронежцы увидели «особенную» постановку «Я Басе»

Воронежцы увидели «особенную» постановку «Я Басе»

07/11/2018
Воронежцы увидели «особенную» постановку «Я Басе»
Фото: сайт фестиваля

Фестиваль «Маршак» привез в Воронеж нашумевший петербургский спектакль «Я Басе», получивший «Золотую Маску» в номинации «Эксперимент».

Супруги Яна Тумина и Александр Балсанов, поставившие этот спектакль в знаменитом «Упсала-цирке», создали нечто совершенно особенное во всех смыслах. Редко какая детская постановка создается по мотивам хокку японского поэта XVII века Мацуо Басе. Еще реже увидишь на сцене сочетание философской притчи с элементами циркового искусства. И, конечно, мало какой театр осмелится выпустить на сцену актеров с синдромом Дауна.

«Упсала-цирк», созданный как средство адаптации беспризорных подростков, уже несколько лет работает с «солнечными» детьми – здесь их ласково называют «особиками». Яна и Александр пришли сюда всего два года назад, чтобы провести с ребятами театральную лабораторию, а в итоге сделали целый спектакль, который стал своего рода терапией как для его публики, так и для его участников.

Расширить фокус

Наполненный японской культурой, «Я Басе» доставляет невероятное эстетическое удовольствие. Минималистичные декорации, волшебный бамбуковый лес, движение тонких тканей, музыка, цвета и свет завораживают и совершенно отбивают желание фокусироваться на отдельных актерах и их особенностях. Картинка так объемна и хороша, что хочется созерцать ее целиком. И этот ловкий художественный прием играет на общую задачу спектакля – стереть грань между детьми с синдромом Дауна и остальными актерами, делая и тех, и других просто частью этого магического мира Басе.

Яна Тумина призналась, что тема «солнечных» детей для нее – личная. В ее семье тоже есть «особый» ребенок. Еще одна ее работа, которую Воронеж увидел на прошлогоднем фестивале «Маршак», – кукольный спектакль «Колино сочинение» - рассказывает о прекрасном мире мальчика Коли с синдромом Дауна.

«Я пропагандирую толерантность восприятия особенных людей. Быть толерантным - это не значит делать вид, что мы их не замечаем. Мы не ставили перед собой просветительскую задачу показать, что дети с синдромом Дауна тоже умеют кувыркаться. Мы хотели сделать художественное произведение, в котором бы наоборот забывали, что перед нами «другие» люди, и просто смотрели спектакль. Это художественная задача, а не педагогическая или социальная», - объясняет режиссер.

Терапия театром

Особенные актеры на сцене ведут себя не менее профессионально, чем их коллеги. Они старательно следуют сценарию, демонстрируют цирковые трюки и заигрывают с публикой. Даже не задумываешься, как непросто научить таких детей сделать в определенный момент кувырок или снять синхронно шляпы. Режиссер рассказала, что перед ребятами не ставили творческих задач, а только лишь учили выполнять простые действия. Например, им нужно было просто пройти из точки А в точку Б, не задев бамбуковые палочки, но уже это со стороны рождало художественный образ.

«Обычно расслабленное тело особенного ребенка, которое всегда находится в гипотонусе, в этот момент концентрируется. Проходя через препятствия, он собирается. Мы видим, что у него фокусируется взгляд и закрывается рот, если обычно из-за слабых мышц лицо он открыт, убирается язычок. И мы видим, как он преображается, и радуемся вместе с ним».

Японская эстетика выбрана не случайно. Во-первых, короткие стихи – хокку – больше соответствуют цирковому жанру, в котором нет понятия «драматургия», а есть понятие «номер». Во-вторых, по словам режиссера, японская эстетика в своей лаконичности и наивной ясности очень созвучна миру особенных детей. Их не заставляют изображать эмоции, перевоплощаться в кого-то другого. Режиссеры и актеры как будто договорились сыграть в веселую игру, за которой позволено понаблюдать зрителям. И судя по довольным лицам ребят, эта игра не надоедает им уже два года и делает их более раскрепощенными на сцене и в жизни.

Другого «Басе» не будет

Как работает эта терапия театром, стало ясно после того, как стихли последние аплодисменты зала. Как только за сцене возник микрофон, «солнечные» актеры к нему сразу потянулись. Кто-то поблагодарил за цветы, кто-то просто рассказал, как он счастлив, а один из ребят даже начал битбоксить. Судя по реакции, такого не ожидала ни публика, ни даже актеры на сцене. Яна Тумина рассказала, что битбокса после представлений «Упсала-цирка» еще не никогда было, но в принципе ребята чувствуют и ведут себя свободно на сцене всегда:

«Каждый раз мы не знаем, кто как себя поведет. В спектакле очень много «воздуха». Да, хореография застроена, пути определены, но ребята очень живые и внутри спектакля дышат свободно. Бывали и неожиданности. Например, однажды в финальной сцене боя поэта и смерти вдруг все дети выглянули на сцену, улеглись и начали наблюдать, что происходит. Сначала я «ойкнула», а потом подумала, как это здорово!»

Для остальных участников «Упсала-цирка» общение с «солнечными» коллегами по цеху стало бесценным опытом. Профессиональные актеры учатся у них непосредственности, умению быть здесь и сейчас. А подростки-беспризорники, которые занимаются в цирке, постепенно сами стали наставниками, со временем научившись проявлять внимание и терпение. Теперь они помогают друг другу и в быту. Например, на гастролях «маленькие» дети живут со «взрослыми». Труппа «Я Басе» не менялась с самого начала работы над спектаклем.

«Смысла набирать второй состав нет. Наверное, когда ребята повзрослеют, проект «Я Басе» завершится. Мы с этими детьми прошли целый путь, с них все началось, именно они нас вдохновили».

Источник

×
Возможные сложности при совершении пожертвований

Вы можете столкнуться с тем, что в связи с рядом блокировок и запретов перевести средства в фонд будет не так просто. Мы заранее просим вас не ограничиваться одной попыткой. Вам придется потратить больше времени, чем обычно, но сейчас каждое пожертвование ценно, как никогда.


Пожертвования через Google Pay и Apple PayНа данный момент оплата через Google Pay и Apple Pay заблокирована для карт Visa и Mastercard.

Если вы оформляли подписку на ежемесячное пожертвование с помощью этих сервисов, пожалуйста, подпишитесь заново, введя вручную номер карты.

Разовые пожертвования также возможно совершать вручную или с помощью российских сервисов SberPay (для МИР, и Визы/Мастеркард если сервис был подключен до 10 марта 2022г.) и YandexPay (нужен аккаунт в Яндекс).
Сервис VPNПожертвования могут не проходить при включенном VPN. Пожалуйста, отключите VPN и попробуйте сделать пожертвование еще раз.
Мобильные приложения банковЕсли у вас устройство на Android, то вы можете оформить пожертвование или ежемесячную подписку в приложении банков СБЕР и Тинькофф. В строке поиска найти наш фонд можно по названию Синдром любви.

Для устройств на iOs – можно сделать пожертвование через мобильное приложение Тинькофф. Мобильное приложение СБЕРа для iOs не работает , но вы можете зайти в Сбербанк онлайн на компьютере, внести пожертвование через банкомат или квитанцию в отделении банка.
Иностранные картыПожертвования с иностранных карт сейчас полностью заблокированы. Как только появится техническая возможность делать переводы, мы обязательно сообщим. А если у вас уже есть решение – обязательно расскажите нам! 😊
Пожертвования из других стран с российских картЕсли вы не в России и у вас карта, выпущенная российским банком, включите, пожалуйста, VPN с российским IP для совершения пожертвования.

Мы заранее приносим извинения за какие-либо технические сбои при совершении пожертвования или оформлении подписки. Обязательно пишите и звоните (e.vasileva@fondsl.ru, +7 926 393 39 85), мы разберемся и все исправим при возможности.

Так же, если у вас есть варианты решений тех проблем, которые сейчас существуют, – делитесь, пожалуйста, будем справляться вместе!

Спасибо!