Весну в Рязани встречали…на лыжне. 1 марта на горках спортивного комплекса «Семёно-Оленинский» собрались особенные лыжники – дети и подростки с синдромом Дауна, ДЦП и интеллектуальными нарушениями. Ещё 3 года назад многие из них боялись даже примерить лыжи, а теперь – несутся к победе на скорости 50 километров в час!
- Я, когда оказалась впервые на снежном склоне, подумала: «Как люди вообще катаются с этих гор?» - признаётся Элина Мальцева, руководитель региональной организации для семей воспитывающих детей с синдромом Дауна «Добрые сердца». - А, сейчас я вижу, как с этих гор катается мой ребенок! Это такая реализация для детей, это гордость для родителей. Могли ли мы мечтать, что наши дети будут участвовать в соревнованиях по горнолыжному спорту? И будут стоять на пьедестале?! Вообще, само занятие горными лыжами – это для нас победа!
Спортивный праздник «Горы для всех» в Рязани традиционно закрывает большой снежный сезон инклюзивного катания и…открывает новые таланты! Каждую зиму в семье лыжников – прибавление. Кажется, в этом, до сих пор не самом «лыжном» регионе России, теперь все родители уверены: горные лыжи – лучшая методика реабилитации сложных детей с букетом диагнозов.
На старт – внимание!
А началось всё с мечты! Точнее с программы «Лыжи мечты». Актер Сергей Белоголовцев придумал ее вместе с командой тренеров, психологов и медиков, когда решил поставить на лыжи своего сына. Оказалось, что методика работает. И Сергей начал активно «продвигать» ее в регионы.
- Я сразу поняла, как это здорово и как это может помочь нашим детям, - рассказывает Элина Мальцева. - Абсолютно случайно, из соцсетей, я узнала, что у нас в Рязани есть горно-лыжный склон, и там - два инструктора, которые прошли обучение по программе «Лыжи мечты». Правда, они работали с детьми, имеющими заболевания опорно-двигательного аппарата… Но и за нас взялись! 2 января 2015 года мы уже стояли на склоне.
Первый сезон – он трудный самый. Перед каждой тренировкой Элине приходилось убеждать родителей «попробовать». Уж слишком экстремально выглядели горные лыжи в традиционном наборе реабилитационных программ для детей с синдромом Дауна. Многие прямо говорили: «Мой ребенок- сложный! Получится ли? Может, нам не нужны лыжи? Нам дефектолог бы нужен!» В конце концов, сработало то, что занятия были полностью бесплатными для ребят. А снаряжение и лыжи предоставлял спортивный комплекс.
- Были разные ситуации, - вспоминает Элина – Одному ребенку, например, ботинки обули. А на ноги не смогли поставить. Потому что ноги он просто поджимал. Такая была безнадёга… Но я убеждала: «Пробуйте! Пробуйте дальше!» И вот третий сезон – этот ребенок теперь потрясающий лыжник! Катается самостоятельно, без всякой поддержки. Плюс у него вся семья теперь катается на горных лыжах! Чудеса спорта!
К концу первого сезона горные лыжи абсолютно покорили «Добрые сердца». А 7-летняя спортсменка Соня Мазурова даже представляла Рязанскую область на всероссийских стартах и завоевала там третье место. Снежный сезон 2016-2017 тренировками на склоне встретили уже 20 семей! Причем несколько детей ради занятий приезжали из соседних регионов.
Быть тренером – это особенно
Сейчас рязанских ребят тренируют четыре инструктора. Все они получили специальную подготовку и уже сами готовы делиться с коллегами «профессиональными наработками». Тем удивительнее, что тренеры особенных ребят почти случайно нашли «работу своей мечты».
22-летний Федор Коростелев – известный в Рязани сноубордист, многих местных экстремалов он лично ставил на доску на склоне в «Семёно-Оленинском». Стаж тренерской работы этого парня впечатляет – 7 лет! При этом, Федор и сам – действующий райдер.
- Мне разонравилось работать на сноуборде, потому что это мешало получать удовольствие от катания на нем, - признается Федор. – И тогда мне предложили освоить лыжи и тренировать ребят. Если честно, до этого я близко не стоял с такими детьми. Ничего об этом не знал. Впервые познакомился с синдромом Дауна и аутизмом уже на склоне. Поначалу, меня пугал род занятий – всё, что мы не понимаем, нас пугает. Но когда я познакомился со своими учениками ближе, страх перед неизвестностью пропал. Я понял, что они все отдельно взятые личности, они разные и, по сути, обычные дети.
Свой первый «особенный» сезон Федор отработал волонтером, а затем – поехал в Москву, на курсы инструкторов. Обратно он вернулся с новым образованием и…желанием изменить мир к лучшему.
Конечно, все хорошие тренеры пытаются найти подход к своим ученикам. Но Федор, кажется, ушёл дальше всех: например, ради неслышащего Серёжи с ДЦП он специально выучил дактильный алфавит. И теперь на пальцах объясняет мальчику лыжные термины и задачи. Но детям с синдромом Дауна, как правило, теория не интересна. Они приходят на склон, чтобы научиться…летать!
- С детьми с синдромом Дауна основная проблема в обучении заключается в том, чтобы как-то им объяснить, что нужно тормозить, - говорит Федор. - Они не думают так далеко, они больше поглощены моментом, процессом и летят вперед. Они дети! У них чувство страха, по сравнению, со взрослыми, атрофировано. Они не боятся скорости. Наоборот, она их очень веселит. Они ее жаждут! После того, как ты много лет живешь и не можешь быстро ходить, быстро бегать, прыгать по гаражам, как обычные дети – тут вдруг ты можешь ехать на горных лыжах! Твоя скорость передвижения увеличилась в 10 раз! Это колоссальное потрясение!
Там, где не хватает слов, Федор начинает действовать. Например, так называемый «треугольник» или «плуг» - универсальный маневр, который используется для торможения, тренер на низкой скорости руками складывает из лыж ученика прямо на трассе:
- Дети с синдромом Дауна могут все! Они могут абсолютно все, что угодно! Но часто они или не хотят, или не понимают, для чего это нужно. Если у нас дружеский контакт, ему для меня не жалко – он сделает этот «плуг». А уже, когда он делает это несколько раз, он замечает сам, как начинает замедляться, тормозить. И вот тогда у него в голове щелкает! Запоминается!
Впрочем, самым действенным способом объяснить теорию торможения остаются вполне себе практические падения. Внизу склона даже специально натянута сетка, чтобы разогнавшиеся ученики попадались в нее, а не вылетали за периметр.
- Инструктор, когда видит, что ребенок упал, тоже падает рядом и изображает, как это неприятно, - рассказывает Федор. - Обычно детей это веселит, отвлекает от случившегося… Момент сглаживается. Мы поднимаемся, и я объясняю ребёнку – вот для этого нужно держать лыжи треугольником, для этого нужно тормозить: «Ты же врезался в сетку. Разве тебе понравилось? Нет. Было прикольно? Нет». Дети с синдромом Дауна исключительно на своем примере учатся, на ощущениях, которые испытали сами.
Движение вверх
Конечно, пока о больших спортивных победах для своих учеников рязанские инструкторы не очень-то думают. Их большие победы – на домашнем склоне! Но как-то само получается, что год за годом ребята из Рязани поднимаются на пьедестал всероссийских соревнований.
Максим Мальцев в этом сезоне стал пятым среди спортсменов со всей страны! Он не стесняется вспышек фотокамер и журналистов. А вот путь его в большой спорт начался именно со страхов. И с их преодоления.
- До 7 лет Максим боялся воды, - вспоминает мама Элина, - зато потом 6 лет занимался плаванием. Медали привозил с разных соревнований, но до «золота» не доплыл - ушли на лыжню! Тоже боялся сначала: «Как это так – в гору? А вдруг меня не удержат?» Были проблемы и с подбором горнолыжного снаряжения, потому что нога нестандартная, вся обувь жмет, трет. Только в этом сезоне мы ко всему приспособились, и Максим сразу очень спрогрессировал – стал самостоятельно ездить с горы, самостоятельно подниматься на подъемнике.
Особого разрешения у врачей на занятия горными лыжами для детей с синдромом Дауна родители не брали. Методика «Лыжи мечты» и так подтверждена медицинскими исследованиями. А результаты занятий видны всем – у всех ребят улучшается осанка, походка, они здорово владеют своим телом, а у многих даже речь становится более разборчивой!
- У Максима планы, однозначно, кататься дальше на горных лыжах, - говорит Элина Мальцева. - Зиму мы без горных лыж уже не видим. Я и сама хочу кататься вместе с ним. Хочу, чтобы это стало нашим семейным отдыхом. Но я, во-первых, ещё немножечко трушу, хотя чего уже тут трусить, когда твой ребенок катается… Ну и не позволяет пока материальная база. Но я все равно найду средства! Оно того стоит!
На лыжню – как на праздник
Чем заняты семьи особенных горнолыжников в теплое время года? Конечно, готовятся к зиме! Несколько лет подряд в Рязани «Добрые сердца» успешно проводят благотворительный беговой марафон «Спорт во благо», а на вырученные средства оплачивают аренду склона, работу инструкторов и даже покупают снаряжение для обучающих занятий.
- Это совершенно замечательно, когда объединяются разные организации, разные люди, и все это выливается в счастливые истории для семей, которые воспитывают детей с синдромом Дауна. – говорит Элина Мальцева. - Нас с огромной охотой поддерживают спортсмены. Как спортсмены спортсменов. Конечно хотелось бы, чтобы такие программы, такие методики внедрялись при поддержке государства. Но пока этого нет. И приходится надеяться на благотворительность.
- Очень важно, чтобы дети с особенностями, с инвалидностью могли реализовываться в спорте, - убежден Федор Коростелев. - Это важный опыт социализации. Дети видят плоды своих стараний. Это мотивирует их и положительно сказывается на их самочувствии. Для них праздник, что они могут кататься! То, чем я занимаюсь сейчас – мне очень нравится. В большинстве своем дети с синдромом Дауна позитивные, радостные, любят обниматься. Они правда клевые! Видеть неподдельную радость в их глазах от того, что у них получается то, что они в мечтах даже себе не позволяли, – это здорово!
В этом году март ещё вполне зимний месяц. А рязанским лыжникам только этого и надо! Снег – их стихия! А лыжный спорт – основной диагноз! Они планируют кататься всю весну, до первой зелёной травки.
- У нас дети приезжают заниматься на склон даже в 20 градусов мороза!, - смеется Эльвира Мальцева. – Родители их поддерживают: «Ничего, мы потеплее оденемся!» Бывают ситуации: с утра – 27 мороза, на горнолыжном склоне никого. Только наш ребенок с инструктором!
Автор – Анастасия Шерман