Что россияне знают о синдроме Дауна
Девять из десяти россиян (92 %) знают, что такое синдром Дауна, но характер осведомленности поверхностный (85 % знают о нем в общих чертах или отдельные факты), только 7 % сообщили, что хорошо разбираются в этой теме. Молодые россияне (18–24 лет) лучше других информированы о синдроме Дауна (17 % много знают об этом vs 7 % среди всех россиян). Тема синдрома Дауна в последние годы часто освещалась в СМИ, интернете, включая статьи, фильмы и истории о людях с синдромом Дауна. Это могло стать причиной более высокой информированности среди молодежи, которая активно пользуется глобальной сетью.
Чаще всего информированность о людях с синдромом Дауна основана на опосредованном опыте – 40 % встречали таких людей в общественных местах, 37 % видели их по телевидению или в интернете. Гораздо реже опрошенные имеют личный опыт взаимодействия с людьми с синдромом Дауна: 10 % отметили, что такие люди есть в семьях их знакомых, друзей, 6 % проживают по соседству с ними, 3 % встречали их на работе. По 2 % отметили, что люди с этим синдромом есть в их семье, или что дети с этим синдромом учатся вместе с их детьми в детском саду или школе. Никогда не встречали людей с синдромом Дауна ни лично, ни в СМИ 9 % россиян, среди мужчин – 14 %.
Как представляют себе людей с синдромом Дауна?
На сегодня в образе человека с синдромом Дауна превалирует позитив – семь из десяти согласны, что люди с синдромом Дауна – добрые, веселые, общительные (68 %). Половина опрошенных убеждены: многие люди с этим синдромом талантливы, могут реализовать себя через спорт и творчество (53 %).
Однако негатив в восприятии таких людей тоже присутствует. 32 % полагают, что у людей с синдромом Дауна низкая продолжительность жизни, каждый пятый считает, что синдром Дауна надо лечить (19 %). Каждый десятый связывает рождение ребенка с дополнительной хромосомой с тем, что родители вели неправильный образ жизни, еще 7 % думают, что такие люди могут быть непредсказуемы и опасны для окружающих.
Как россияне относятся к людям с синдромом Дауна?
Вопрос об отношении к людям с синдромом Дауна был задан в двух вариантах – сперва спрашивали, что респондент думает об отношении всех россиян, потом о личном отношении респондента. Первый вопрос – проективный, он позволяет перенести свой жизненный опыт и представления на объяснение мыслей и действий других людей, что позволяет лучше понять общий эмоциональный фон.
Две главные эмоции в отношении к людям с синдромом Дауна – сочувствие и жалость, их люди называют в первую очередь, независимо от того, говорят о других (51 % и 42 % соответственно) или о себе (59 % и 31 %). Сочувствие и жалость являются эмоциями, которые обычно ассоциируются с состоянием уязвимости. Культурные представления и нормы могут формировать эти эмоции в отношении людей с синдромом Дауна, поскольку обычно их рассматривают как группу, требующую особой заботы и поддержки. Молодые россияне 18–24 лет чаще других говорят о своем равнодушном отношении (36 % vs 11 %).
Готовы ли россияне общаться с людьми с синдромом Дауна?
Девять из десяти россиян (87 %) декларируют готовность общаться с человеком с синдромом Дауна. Если бы такой человек подошел к ним в общественном месте, 85 % поговорили бы с ним. Постараются избежать общения 12 %, в том числе 10 % ответят коротко и прервут общение. Чаще всего установка на избегание общения озвучивалась молодежью 18–24 лет (20 %).
Толерантность в различных ситуациях взаимодействия с людьми с синдромом Дауна декларируется довольно широко. Шесть из десяти (59 %) отметили, что им было бы комфортно жить в одном подъезде с человеком с синдромом Дауна. Больше половины выбрали так же варианты «ребенок с синдромом Дауна играет на детской площадке, где играет Ваш ребенок» и «В интернет-магазине, где Вы делаете покупки, работает курьер с синдромом Дауна» – 56 % и 51 % соответственно.
Ситуация, когда ребенок с синдромом Дауна посещает одну группу в детском саду / один класс в школе или же ходит в «соседнюю» группу или класс будет комфортной для 44–45 % опрошенных. Четверо из десяти считают комфортным для себя взаимодействие с продавцом-консультантом с синдромом Дауна (41 %) и ситуацию, когда человек с таким синдромом работает с ними в одной компании (40 %). Еще 37 % отметили вариант «официант с синдромом Дауна обслуживает Вас в кафе, ресторане».
В целом результаты свидетельствуют о высоком потенциале создания инклюзивной среды, благоприятной для людей с синдромом Дауна, где они могли бы полноценно участвовать в жизни общества и реализовывать свои потребности.
И готовы ли россияне помогать?
Семь из десяти россиян говорят, что готовы помогать людям с синдромом Дауна (69 %). Готовность помогать в значительной степени связана с образом людей с синдромом Дауна: те, кто готовы оказывать помощь и участвовать в жизни таких людей, воспринимают их преимущественно позитивно, как добрых и веселых (75 % vs 53 % среди тех, кто не готов помогать), талантливых людей (60 % vs 35 % среди тех, кто не готов помогать).
Чаще о готовности помогать говорят также женщины (73 % vs 64 %); те, кто хорошо разбирается в теме (77 %) и те, кто встречал людей с синдромом Дауна лично (79 %) или в общественных местах (75 % vs 53 % среди тех, кто никогда не встречал людей с таким синдромом). По-видимому, личный опыт взаимодействия с особенными
людьми сокращает дистанцию и позволяет лучше понять потребности таких людей и повысить готовность участия в их жизни.
«Для нас позитивным стал тот факт, что молодежь более открыта в своих суждениях, меньше скрывает свои эмоции и чаще заявляет скорее о нейтральном отношении к людям с синдромом Дауна. Кроме того, молодые люди с большим комфортом, нежели старшее поколение, воспринимают взаимодействие, контакт с такими людьми. Это свидетельство позитивных изменений в общественном сознании.
Наша задача состоит не в том, чтобы общество перешло из одной крайности в другую – от страха и непонимания до умиления и снисходительного отношения к людям с синдромом Дауна. Мы хотим и делаем все, чтобы к таким людям относились так же, как и ко всем остальным членам общества, не воспринимали их как чужих и не боялись. И залогом того, что нормальное, спокойное отношение населения не перерастет в игнорирование, стал еще один результат опроса – факт, что очень много россиян готовы помогать людям с синдромом Дауна – причем не только деньгами, но и своим личным участием в их жизни», – говорит Юлия Лавричева, генеральный директор благотворительного фонда поддержки людей с синдромом Дауна «Синдром любви».
Исследование выполнено Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в феврале 2024 года с использованием пожертвования Благотворительного фонда «Абсолют-Помощь».
Подробнее с результатами исследования можно ознакомиться тут.