Особая йога в Дмитрове: инклюзия, принятие, асаны

Особая йога в Дмитрове: инклюзия, принятие, асаны

06/10/2021

«В зале сидит мальчик. Ему 5 лет. Когда я села напротив него, он спросил: "А мы будем на гвоздях стоять? ". Я улыбнулась и предложила на некоторое время отложить гвозди, а начать с того, чтобы сделать тело мягче и гибче, научить его слушаться своего хозяина и совершать как можно больше разнообразных движений».

Так о занятиях йогой с особыми детьми рассказывает Татьяна Дьячкова, преподаватель детской йоги в Дмитрове в студии «Йож» и новый участник Всероссийского онлайн-марафона «Равные возможности». Это марафон по этике взаимодействия с людьми с ментальными особенностями, в центре которого - люди и организации, которые помогают изменить отношение общества к людям с ментальными нарушениями.

Все классы Татьяны – инклюзивные: нормотипичные дети занимаются вместе с ребятами с ментальными особенностями. На занятиях все они учатся взаимодействовать, уважать друг друга и помогать, узнают, что все люди разные, учатся доброте и этике общения. И выносят это в повседневную жизнь, передавая свои знания о мире другим.

О пользе детской йоги и ее эффектах Татьяна знает не понаслышке, потому что первой ее ученицей стала самая близкая и любимая: дочка с диагностированным ДЦП. «Спустя некоторое время после начала занятий я начала видеть изменения, скачки в развитии: ушли истерики, она стала спокойнее. И если раньше она произносила только отдельные слова и слоги, сейчас уже разговаривает предложениями. Также видим стимул в реабилитациях, у нее появились силы и выносливость!», - делится Татьяна своими наблюдениями.

Около 2,5 лет назад Таня решила заниматься йогой и с другими детьми: сначала работала на индивидуальных занятиях с особыми ребятами, а затем случайным образом познакомилась с «магией» инклюзивных классов. На тренировке, где были дети с аутизмом и СДВГ, было хорошо видно, как особые дети тянутся за нормотипичными, а те, в свою очередь, узнают, что есть другие дети, - и учатся принимать это.

Идея того, что вокруг нас находятся очень-очень разные люди и что это нормально, должна закладываться не на словах, а на живом примере. И с этим прекрасно справляются инклюзивные классы, уверена Татьяна. Именно поэтому теперь в ее преподавательском пути индивидуальные занятия уступили место групповым.

Родители нормотипичных ребят, вопреки стереотипам, оказались крайне лояльны к идее инклюзивной йоги: ни один из них не был против.

«У нас был вот такой мальчик. Мы теперь умеем с ним общаться, мы теперь друзья! Мама, я тебя научу с ним общаться!», - так реагируют дети на друзей с ментальными нарушениями: они не просто принимают их такими, какие есть, но и видят большой интерес в поисках новых способов коммуникации.

Студия «Йож» в Дмитрове – единственная йога-студия в городе, в которой можно прийти на занятие с особым ребенком. «Любой ребенок в любом состоянии может заниматься йогой. Это мягкая практика, направленная на осознание себя и своего тела. Это не реабилитация, как мы привыкли её воспринимать. Наши занятия не идут через слёзы, страх, сопротивление, на конечный результат. Главная задача особой йоги - вытащить ребенка из состояния постоянного стресса, успокоить, вернуть ребенка в своё тело. На уроке я помогаю ребенку осознать себя, свои границы физические и психические, мягко соединить голову и тело. А уже из состояния покоя и гармонии внутри можно работать с расширением двигательного потенциала, - такие «инсайты» от древнейшей практики можно прочитать на странице студии Вконтакте. – Дети с психическими и эмоциональными нарушениями благодаря йоге становятся спокойнее. Асаны и пранаямы гармонизируют состояние нервной системы, мозга, стимулируют ум, стабилизируют эмоциональный фон, нормализуют психомоторные функции, усиливают внимание».

Вместе с этим студия «Йож» развивает и другую сторону инклюзии: дети с особенностями и нормотипичные дети помогают друг другу в выполнении асан. «Это касается и личных границ, - рассказывает Татьяна. - На примере собственных границ ребёнка я объясняю, что они есть у каждого. И если ты хочешь, чтобы соблюдали твои, важно соблюдать чужие. Например, мы в конце каждого занятия рисуем: есть правило - один фломастер в одни руки, можно меняться, но все сразу не забирать. Это учит ребят договариваться и коммуницировать друг с другом.

Ещё у нас есть правило "пещеры". Каждый ребенок может во время занятия отойти в уголок, если расстроен и разозлился. И посидеть там 5 минут, просто подышать, попить воды, порвать бумагу. И все понимают, что это эмоции и чувства, которых не нужно стесняться, но нужно выпускать экологично для окружающих. И, опять же, мы учимся пониманию, что любой из нас может быть на месте того, кому сейчас психологически некомфортно. А ещё на детской йоге нет соревновательного момента. Есть понятие одной команды.

Конечно, самое главное всё это проговаривать и много обсуждать с детьми. С родителями я специально ничего не обсуждаю. Лишь предупреждаю, что группы инклюзивные. Но я замечаю, что дети, выходя с занятий, передают свои мысли и знания родителям. И очень ценно, что выходя из класса, они называют каждого своим другом. Без каких-либо различий».

Хотите тоже принять участие в марафоне? Присылайте короткий рассказ с визуализацией (видео, фото) о том, как вы способствуете повышению этики взаимодействия с людьми с ментальными особенностями, и заполните анкету до 5 октября по ссылкам:

✅ Если вы представляете организацию – https://forms.gle/1DEtotZPucd4coZ3A

✅ Если вы представляете сообщество – https://forms.gle/q4xLMwwe5FaMt75e6

✅ Если вы представляете частную инициативу/авторский проект – https://forms.gle/hciZsGDksgeyGC63A

Пусть в этом мире будут равные возможности для всех!

Проект организован благотворительным фондом Downside Up/Даунсайд Ап при поддержке Фонда президентских грантов Фонд президентских грантов.

×
Возможные сложности при совершении пожертвований

Вы можете столкнуться с тем, что в связи с рядом блокировок и запретов перевести средства в фонд будет не так просто. Мы заранее просим вас не ограничиваться одной попыткой. Вам придется потратить больше времени, чем обычно, но сейчас каждое пожертвование ценно, как никогда.


Пожертвования через Google Pay и Apple PayНа данный момент оплата через Google Pay и Apple Pay заблокирована для карт Visa и Mastercard.

Если вы оформляли подписку на ежемесячное пожертвование с помощью этих сервисов, пожалуйста, подпишитесь заново, введя вручную номер карты.

Разовые пожертвования также возможно совершать вручную или с помощью российских сервисов SberPay (для МИР, и Визы/Мастеркард если сервис был подключен до 10 марта 2022г.) и YandexPay (нужен аккаунт в Яндекс).
Сервис VPNПожертвования могут не проходить при включенном VPN. Пожалуйста, отключите VPN и попробуйте сделать пожертвование еще раз.
Мобильные приложения банковЕсли у вас устройство на Android, то вы можете оформить пожертвование или ежемесячную подписку в приложении банков СБЕР и Тинькофф. В строке поиска найти наш фонд можно по названию Синдром любви.

Для устройств на iOs – можно сделать пожертвование через мобильное приложение Тинькофф. Мобильное приложение СБЕРа для iOs не работает , но вы можете зайти в Сбербанк онлайн на компьютере, внести пожертвование через банкомат или квитанцию в отделении банка.
Иностранные картыПожертвования с иностранных карт сейчас полностью заблокированы. Как только появится техническая возможность делать переводы, мы обязательно сообщим. А если у вас уже есть решение – обязательно расскажите нам! 😊
Пожертвования из других стран с российских картЕсли вы не в России и у вас карта, выпущенная российским банком, включите, пожалуйста, VPN с российским IP для совершения пожертвования.

Мы заранее приносим извинения за какие-либо технические сбои при совершении пожертвования или оформлении подписки. Обязательно пишите (yu.larina@fondsl.ru), мы разберемся и все исправим при возможности.

Так же, если у вас есть варианты решений тех проблем, которые сейчас существуют, – делитесь, пожалуйста, будем справляться вместе!

Спасибо!

×
Подпишите декларацию
этических принципов
оказания услуг людям
с ментальными особенностями
1 принцип — уважение к достоинству личности человека с ментальными особенностями;
2 принцип — компетентное оказание услуг таким людям;
3 принцип — соблюдение принципа добропорядочности;
4 принцип — поддержка людей с ментальными особенностями и их семей.
Читать подробнее про Декларацию
Введите свои контактные данные:
Нажимая на кнопку «Отправить» вы даете согласие на обработку персональных данных ОТПРАВИТЬ