Особая йога в Дмитрове: инклюзия, принятие, асаны

06/10/2021

«В зале сидит мальчик. Ему 5 лет. Когда я села напротив него, он спросил: "А мы будем на гвоздях стоять? ". Я улыбнулась и предложила на некоторое время отложить гвозди, а начать с того, чтобы сделать тело мягче и гибче, научить его слушаться своего хозяина и совершать как можно больше разнообразных движений».

Так о занятиях йогой с особыми детьми рассказывает Татьяна Дьячкова, преподаватель детской йоги в Дмитрове в студии «Йож» и новый участник Всероссийского онлайн-марафона «Равные возможности». Это марафон по этике взаимодействия с людьми с ментальными особенностями, в центре которого - люди и организации, которые помогают изменить отношение общества к людям с ментальными нарушениями.

Все классы Татьяны – инклюзивные: нормотипичные дети занимаются вместе с ребятами с ментальными особенностями. На занятиях все они учатся взаимодействовать, уважать друг друга и помогать, узнают, что все люди разные, учатся доброте и этике общения. И выносят это в повседневную жизнь, передавая свои знания о мире другим.

О пользе детской йоги и ее эффектах Татьяна знает не понаслышке, потому что первой ее ученицей стала самая близкая и любимая: дочка с диагностированным ДЦП. «Спустя некоторое время после начала занятий я начала видеть изменения, скачки в развитии: ушли истерики, она стала спокойнее. И если раньше она произносила только отдельные слова и слоги, сейчас уже разговаривает предложениями. Также видим стимул в реабилитациях, у нее появились силы и выносливость!», - делится Татьяна своими наблюдениями.

Около 2,5 лет назад Таня решила заниматься йогой и с другими детьми: сначала работала на индивидуальных занятиях с особыми ребятами, а затем случайным образом познакомилась с «магией» инклюзивных классов. На тренировке, где были дети с аутизмом и СДВГ, было хорошо видно, как особые дети тянутся за нормотипичными, а те, в свою очередь, узнают, что есть другие дети, - и учатся принимать это.

Идея того, что вокруг нас находятся очень-очень разные люди и что это нормально, должна закладываться не на словах, а на живом примере. И с этим прекрасно справляются инклюзивные классы, уверена Татьяна. Именно поэтому теперь в ее преподавательском пути индивидуальные занятия уступили место групповым.

Родители нормотипичных ребят, вопреки стереотипам, оказались крайне лояльны к идее инклюзивной йоги: ни один из них не был против.

«У нас был вот такой мальчик. Мы теперь умеем с ним общаться, мы теперь друзья! Мама, я тебя научу с ним общаться!», - так реагируют дети на друзей с ментальными нарушениями: они не просто принимают их такими, какие есть, но и видят большой интерес в поисках новых способов коммуникации.

Студия «Йож» в Дмитрове – единственная йога-студия в городе, в которой можно прийти на занятие с особым ребенком. «Любой ребенок в любом состоянии может заниматься йогой. Это мягкая практика, направленная на осознание себя и своего тела. Это не реабилитация, как мы привыкли её воспринимать. Наши занятия не идут через слёзы, страх, сопротивление, на конечный результат. Главная задача особой йоги - вытащить ребенка из состояния постоянного стресса, успокоить, вернуть ребенка в своё тело. На уроке я помогаю ребенку осознать себя, свои границы физические и психические, мягко соединить голову и тело. А уже из состояния покоя и гармонии внутри можно работать с расширением двигательного потенциала, - такие «инсайты» от древнейшей практики можно прочитать на странице студии Вконтакте. – Дети с психическими и эмоциональными нарушениями благодаря йоге становятся спокойнее. Асаны и пранаямы гармонизируют состояние нервной системы, мозга, стимулируют ум, стабилизируют эмоциональный фон, нормализуют психомоторные функции, усиливают внимание».

Вместе с этим студия «Йож» развивает и другую сторону инклюзии: дети с особенностями и нормотипичные дети помогают друг другу в выполнении асан. «Это касается и личных границ, - рассказывает Татьяна. - На примере собственных границ ребёнка я объясняю, что они есть у каждого. И если ты хочешь, чтобы соблюдали твои, важно соблюдать чужие. Например, мы в конце каждого занятия рисуем: есть правило - один фломастер в одни руки, можно меняться, но все сразу не забирать. Это учит ребят договариваться и коммуницировать друг с другом.

Ещё у нас есть правило "пещеры". Каждый ребенок может во время занятия отойти в уголок, если расстроен и разозлился. И посидеть там 5 минут, просто подышать, попить воды, порвать бумагу. И все понимают, что это эмоции и чувства, которых не нужно стесняться, но нужно выпускать экологично для окружающих. И, опять же, мы учимся пониманию, что любой из нас может быть на месте того, кому сейчас психологически некомфортно. А ещё на детской йоге нет соревновательного момента. Есть понятие одной команды.

Конечно, самое главное всё это проговаривать и много обсуждать с детьми. С родителями я специально ничего не обсуждаю. Лишь предупреждаю, что группы инклюзивные. Но я замечаю, что дети, выходя с занятий, передают свои мысли и знания родителям. И очень ценно, что выходя из класса, они называют каждого своим другом. Без каких-либо различий».

Хотите тоже принять участие в марафоне? Присылайте короткий рассказ с визуализацией (видео, фото) о том, как вы способствуете повышению этики взаимодействия с людьми с ментальными особенностями, и заполните анкету до 5 октября по ссылкам:

✅ Если вы представляете организацию – https://forms.gle/1DEtotZPucd4coZ3A

✅ Если вы представляете сообщество – https://forms.gle/q4xLMwwe5FaMt75e6

✅ Если вы представляете частную инициативу/авторский проект – https://forms.gle/hciZsGDksgeyGC63A

Пусть в этом мире будут равные возможности для всех!

Проект организован благотворительным фондом Downside Up/Даунсайд Ап при поддержке Фонда президентских грантов Фонд президентских грантов.