
О том, как проходит обучение альтернативной и дополненной коммуникации на групповых занятиях с подростками с синдромом Дауна, расскажет педагогог-дефектолог Светлана Зябрева.
До недавнего времени специальные адаптированные книжки, предназначенные для так называемого чтения с участием, существовали лишь в электронном виде или изготавливались вручную в единичных экземплярах. И лишь в последние годы стали появляться небольшие печатные тиражи, которых катастрофически не хватает.
Например, в конце прошлого года в рамках проекта #НЕНЕМОЙ была выпущена серия адаптированных книг для детей с тяжелыми нарушениями речевого развития. В серию вошли отрывок из поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила», а также русские народные сказки «Курочка, мышка и тетерев» и «Теремок». Эти необычные издания увидели свет при участии благотворительного фонда «Галчонок», центра социальной реабилитации «Под крылом» и группы компаний «Исток-Аудио». А благодаря грантовой поддержке Правительства Москвы они стали доступны тем, кто так или иначе связан с детьми, имеющими трудности в коммуникации.
Светлана использует эти книги на групповых занятиях. По ее мнению, красочные альтернативные издания реально помогают ребятам, испытывающим речевые трудности, раскрыть свой потенциал, повысить познавательную активность и научиться эффективно общаться, используя средства альтернативной и дополнительной коммуникации (АДК).
Именно графические символы, которые заменяют речь для тех, кто использует АДК, размещены наряду с печатным текстом в книгах для альтернативного чтения. Графическим символом (карточкой с рисунком) представлено каждое слово, и это позволяет неговорящим детям учиться читать самостоятельно, пополнять словарный запас, обсуждать прочитанное. Данные книги становятся руководством к альтернативному восприятию текста, открывая возможности для общения с использованием карточек. Это и мощный инструмент для развития коммуникативных навыков и понимания окружающего мира. В результате неговорящий ребенок приобретает качественно новые навыки: усвоить информацию, отображенную символами, обсудить ее, вступить в диалог с любым человеком.
Например, подросток, которому с детства хорошо знакома сказка «Теремок», благодаря адаптированной книжке с этой сказкой может продвинуться в понимании и использовании графических символов АДК, сопоставляя рисунки-карточки с известным ему на слух текстом сказки. А кроме этого, он получит возможность делать то же, что умеют окружающие его люди – пользоваться книгой. В любой момент может сам взять и почитать ее, не обращаясь к помощи взрослых. Для подростков это немаловажно в плане повышения самооценки и развития самостоятельности.
От барьеров – к возможностям.
Системы графических символов, специальные языковые программы (например, «Макатон»), коммуникативные таблицы и книги, синтезаторы речи, приложения для смартфонов и планшетов – всё это средства альтернативной и дополнительной коммуникации (АДК).
Такое разнообразие объясняется не только постоянным совершенствованием технологий, но и в первую очередь тем, что подбор средств АДК – дело сугубо индивидуальное. «Невозможно сказать, что какое-то средство АДК – лучшее, потому что лучшее – то, которое подходит конкретному человеку, удобно ему и его окружению. Универсального способа коммуникации не существует», – подчеркивает педагог-дефектолог фонда «Синдром любви» Светлана Зябрева.
Три года назад Светлана Зябрева начала вести занятия в группе по адаптации к школе для подростков с синдромом Дауна. Ребята в эту группу входили разные: всем им было от 12 до 16 лет, но кто-то из них владел устной речью, а кто-то – нет. Однако потребность в общении испытывает каждый, и Светлана начала понемногу включать в план занятий изучение альтернативной и дополнительной коммуникации.
– Светлана, как вы пришли к мысли, что надо отдельно позаниматься АДК с неговорящими подростками, которые посещают группу адаптации к школе?
– Очень скоро стало понятно, что неговорящие ребята успешно усваивают учебный материал и готовы к тому, чтобы более углубленно изучать АДК. Родители тоже увидели, что детям это на пользу, и попросили выделить время для обучения. С января 2024 года мы так и сделали: отводим минут 40, задействуя только тех, кому это необходимо, а потом продолжаем общее занятие с остальной частью группы.
– В занятиях по изучению АДК участвуют только подростки?
– Нет, у нас детско-родительская группа. Вместе с ребятами учатся пользоваться АДК и их родители. Раньше, когда я проводила занятия только для ребят, мне было сложно объяснить родителям, как закреплять новые навыки в домашних условиях. А теперь, когда взрослые сами участвуют в обучении, наблюдают за моими действиями и получают подробные комментарии, выполнять домашние задания стало гораздо проще. А главное – стало проще вводить средства АДК в повседневную жизнь, общаться, понимать друг друга. Подчеркну, что всё это – результат совместной работы специалиста, родителя и ребенка.
– И какова же роль родителя?
– Учить жесты – это всё равно что учить слова: первые даются с большим трудом, а потом уже идет наращивание запаса. Я действую всего лишь как консультант: показываю родителям, как можно мотивировать ребенка к использованию жестов или графических символов, помогаю подобрать такие средства АДК, которые больше подходят ребенку. А дальше уж они сами вводят всё это в жизнь семьи. И порой от них это требует серьезной перестройки своих привычек. Представьте себе: всегда общались только словами, а тут нужно всё время держать в голове жесты и применять их, нужно распечатать и заламинировать кучу карточек с визуально-графическими символами, не забывать носить с сбой коммуникационные таблицы и т. д.
– Вы придерживаетесь какой-то конкретной системы АДК?
– Я намеренно этого не делаю. Стараюсь идти за ребенком, за его возможностями и интересами. У нас на занятиях используются звучащая речь, графические символы плюс жесты. То есть, принцип такой же, как в «Макатоне». Но наша цель – не выучить достаточно сложный искусственно созданный язык, а освоить как можно больше визуальных средств, помогающих общению. Берем на вооружение то, что лучше «заходит» из разных систем АДК и не только. Например, у нас есть подросток, который всегда настолько сильно хотел общаться, что сам напридумывал жесты для обозначения тех или иных предметов и действий. Ужасно злился, если его не понимали. Но в конце концов родители стали хорошо разбираться в том, что он хочет им сказать. Так зачем же заменять инструмент, который хорошо работает? Занимаясь с этим подростком (ему уже 17 лет, и мама только недавно начала водить его на занятия по АДК), я стараюсь лишь расширить его словарный запас с помощью средств альтернативной и дополнительной коммуникации. И каждый раз, когда занятие уже заканчивается, он стремится остаться еще на чуть-чуть и поговорить. Может даже простой анекдот рассказать с помощью жестов!
– Не странно ли, что ребята уже давно не малыши, а со средствами АДК знакомятся только сейчас?
– Для большинства родителей решение обучать ребенка альтернативной и дополнительной коммуникации не является очевидным. К сожалению, вокруг АДК существует множество мифов, причем нередко их поддерживают сами специалисты, в частности, некоторые логопеды. А ведь когда у малыша проявляются проблемы с развитием речи, семья первым делом консультируется у логопеда. И слышит, что надо стараться запустить устную речь, а если приучить ребенка пользоваться жестами, то он может вообще никогда не заговорить. Это заблуждение, которое не имеет никакого отношения к действительности. АДК не только не мешает, но и помогает появлению звучащей речи. Даже в нашей небольшой и относительно недавно существующей группе есть тому доказательство: девушка Маша, у которой первые звучащие слова появились в 16-летнем возрасте, когда она начала осваивать жесты. Конечно, неосмотрительно было бы утверждать, что это заслуга только наших занятий, но они, несомненно, сыграли свою роль. И хотя Маша не сможет разговаривать так же свободно, как мы с вами, но у нее еще будут появляться новые слова, и это – настоящий успех.
– Значит, учиться АДК никогда не поздно?
– Это точно! Хотя всё равно лучше не дожидаться, пока ребенок вырастет, чтобы наконец-то обратиться к АДК. Ведь из-за того, что ребенок не может донести до взрослых свои потребности и желания, возникают поведенческие проблемы, и нежелательное поведение со временем может закрепиться.
– Для чего ваши ученики используют инструменты АДК кроме того, что с их помощью они могут сообщить о своих потребностях?
– Возможности использования средств альтернативной и дополнительной коммуникации довольно широки. С помощью АДК можно задать вопрос, обсудить что-то, освоить нужную инструкцию – например, кулинарный рецепт. Можно даже прочитать книгу, не любую, конечно, а специально адаптированную, в которой наряду с каждым напечатанным словом используются графические символы АДК.
– Как сами ребята реагируют на то, что у них теперь больше инструментов для общения и даже есть книжки, которые они могут самостоятельно прочитать?
– Это стало важной частью их образовательного опыта. Видно, что и чтение адаптированных книг, и новые возможности общения с помощью АДК приносят им удовольствие. Согласитесь, так и должно быть. Чем больше у человека коммуникационных возможностей, тем проще ему преодолеть барьеры на пути к успешной социализации.
Занятия по освоению альтернативной и дополнительной коммуникации можно проводить не только очно, но и в онлайн-формате.
Ниже представлены материалы об обучении людей с синдромом Дауна альтернативной дополнительной коммуникации:
Запись прямого эфира «Важно ли использование жестов для развития речи у детей с синдромом Дауна?»
Рубрика «Вопрос – ответ»: Как общаться с ребенком, который не говорит?
Рубрика «Вопрос – ответ»: Жестовая речь и АДК: как окружающие поймут моего ребенка?