Светлана Зябрева об обучении АДК подростков с синдромом Дауна

Светлана Зябрева об обучении АДК подростков с синдромом Дауна

02/12/2024
Светлана Зябрева об обучении АДК подростков с синдромом Дауна
Есть дети, которые в силу особенностей своего развития никогда не научатся говорить и читать в привычном нам понимании этих процессов. Это могут быть те, кто хорошо понимает обращенную к ним речь, но по каким-то причинам не могут свободно управлять своим речевым аппаратом, а могут быть те, для кого устная речь в качестве средства коммуникации слишком сложна. В таких случаях им на помощь приходят приемы так называемой альтернативной и дополненной коммуникации (сокращенно АДК), которые позволяют использовать средства, дополняющие ту степень речевого развития, которая доступна: графические символы и иллюстрации, специальные языковые программы и приложения, коммуникативные таблицы и книги.

О том, как проходит обучение альтернативной и дополненной коммуникации на групповых занятиях с подростками с синдромом Дауна, расскажет педагогог-дефектолог Светлана Зябрева.

До недавнего времени специальные адаптированные книжки, предназначенные для так называемого чтения с участием, существовали лишь в электронном виде или изготавливались вручную в единичных экземплярах. И лишь в последние годы стали появляться небольшие печатные тиражи, которых катастрофически не хватает.
Например, в конце прошлого года в рамках проекта #НЕНЕМОЙ была выпущена серия адаптированных книг для детей с тяжелыми нарушениями речевого развития. В серию вошли отрывок из поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила», а также русские народные сказки «Курочка, мышка и тетерев» и «Теремок». Эти необычные издания увидели свет при участии благотворительного фонда «Галчонок», центра социальной реабилитации «Под крылом» и группы компаний «Исток-Аудио». А благодаря грантовой поддержке Правительства Москвы они стали доступны тем, кто так или иначе связан с детьми, имеющими трудности в коммуникации.

 Светлана  использует эти книги на групповых занятиях. По ее мнению, красочные альтернативные издания реально помогают ребятам, испытывающим речевые трудности, раскрыть свой потенциал, повысить познавательную активность и научиться эффективно общаться, используя средства альтернативной и дополнительной коммуникации (АДК).

Именно графические символы, которые заменяют речь для тех, кто использует АДК, размещены наряду с печатным текстом в книгах для альтернативного чтения. Графическим символом (карточкой с рисунком) представлено каждое слово, и это позволяет неговорящим детям учиться читать самостоятельно, пополнять словарный запас, обсуждать прочитанное. Данные книги становятся руководством к альтернативному восприятию текста, открывая возможности для общения с использованием карточек. Это и мощный инструмент для развития коммуникативных навыков и понимания окружающего мира. В результате неговорящий ребенок приобретает качественно новые навыки: усвоить информацию, отображенную символами, обсудить ее, вступить в диалог с любым человеком.

Например, подросток, которому с детства хорошо знакома сказка «Теремок», благодаря адаптированной книжке с этой сказкой может продвинуться в понимании и использовании графических символов АДК, сопоставляя рисунки-карточки с известным ему на слух текстом сказки. А кроме этого, он получит возможность делать то же, что умеют окружающие его люди – пользоваться книгой. В любой момент может сам взять и почитать ее, не обращаясь к помощи взрослых. Для подростков это немаловажно в плане повышения самооценки и развития самостоятельности.

От барьеров – к возможностям.

Системы графических символов, специальные языковые программы (например, «Макатон»), коммуникативные таблицы и книги, синтезаторы речи, приложения для смартфонов и планшетов – всё это средства альтернативной и дополнительной коммуникации (АДК).

Такое разнообразие объясняется не только постоянным совершенствованием технологий, но и в первую очередь тем, что подбор средств АДК – дело сугубо индивидуальное. «Невозможно сказать, что какое-то средство АДК – лучшее, потому что лучшее – то, которое подходит конкретному человеку, удобно ему и его окружению. Универсального способа коммуникации не существует», – подчеркивает педагог-дефектолог фонда «Синдром любви» Светлана Зябрева.

Три года назад Светлана Зябрева начала вести занятия в группе по адаптации к школе для подростков с синдромом Дауна. Ребята в эту группу входили разные: всем им было от 12 до 16 лет, но кто-то из них владел устной речью, а кто-то – нет. Однако потребность в общении испытывает каждый, и Светлана начала понемногу включать в план занятий изучение альтернативной и дополнительной коммуникации.

– Светлана, как вы пришли к мысли, что надо отдельно позаниматься АДК с неговорящими подростками, которые посещают группу адаптации к школе?
– Очень скоро стало понятно, что неговорящие ребята успешно усваивают учебный материал и готовы к тому, чтобы более углубленно изучать АДК. Родители тоже увидели, что детям это на пользу, и попросили выделить время для обучения. С января 2024 года мы так и сделали: отводим минут 40, задействуя только тех, кому это необходимо, а потом продолжаем общее занятие с остальной частью группы.

– В занятиях по изучению АДК участвуют только подростки?
– Нет, у нас детско-родительская группа. Вместе с ребятами учатся пользоваться АДК и их родители. Раньше, когда я проводила занятия только для ребят, мне было сложно объяснить родителям, как закреплять новые навыки в домашних условиях. А теперь, когда взрослые сами участвуют в обучении, наблюдают за моими действиями и получают подробные комментарии, выполнять домашние задания стало гораздо проще. А главное – стало проще вводить средства АДК в повседневную жизнь, общаться, понимать друг друга. Подчеркну, что всё это – результат совместной работы специалиста, родителя и ребенка.

– И какова же роль родителя?
– Учить жесты – это всё равно что учить слова: первые даются с большим трудом, а потом уже идет наращивание запаса. Я действую всего лишь как консультант: показываю родителям, как можно мотивировать ребенка к использованию жестов или графических символов, помогаю подобрать такие средства АДК, которые больше подходят ребенку. А дальше уж они сами вводят всё это в жизнь семьи. И порой от них это требует серьезной перестройки своих привычек. Представьте себе: всегда общались только словами, а тут нужно всё время держать в голове жесты и применять их, нужно распечатать и заламинировать кучу карточек с визуально-графическими символами, не забывать носить с сбой коммуникационные таблицы и т. д.

– Вы придерживаетесь какой-то конкретной системы АДК?
– Я намеренно этого не делаю. Стараюсь идти за ребенком, за его возможностями и интересами. У нас на занятиях используются звучащая речь, графические символы плюс жесты. То есть, принцип такой же, как в «Макатоне». Но наша цель – не выучить достаточно сложный искусственно созданный язык, а освоить как можно больше визуальных средств, помогающих общению. Берем на вооружение то, что лучше «заходит» из разных систем АДК и не только. Например, у нас есть подросток, который всегда настолько сильно хотел общаться, что сам напридумывал жесты для обозначения тех или иных предметов и действий. Ужасно злился, если его не понимали. Но в конце концов родители стали хорошо разбираться в том, что он хочет им сказать. Так зачем же заменять инструмент, который хорошо работает? Занимаясь с этим подростком (ему уже 17 лет, и мама только недавно начала водить его на занятия по АДК), я стараюсь лишь расширить его словарный запас с помощью средств альтернативной и дополнительной коммуникации. И каждый раз, когда занятие уже заканчивается, он стремится остаться еще на чуть-чуть и поговорить. Может даже простой анекдот рассказать с помощью жестов!

– Не странно ли, что ребята уже давно не малыши, а со средствами АДК знакомятся только сейчас?
– Для большинства родителей решение обучать ребенка альтернативной и дополнительной коммуникации не является очевидным. К сожалению, вокруг АДК существует множество мифов, причем нередко их поддерживают сами специалисты, в частности, некоторые логопеды. А ведь когда у малыша проявляются проблемы с развитием речи, семья первым делом консультируется у логопеда. И слышит, что надо стараться запустить устную речь, а если приучить ребенка пользоваться жестами, то он может вообще никогда не заговорить. Это заблуждение, которое не имеет никакого отношения к действительности. АДК не только не мешает, но и помогает появлению звучащей речи. Даже в нашей небольшой и относительно недавно существующей группе есть тому доказательство: девушка Маша, у которой первые звучащие слова появились в 16-летнем возрасте, когда она начала осваивать жесты. Конечно, неосмотрительно было бы утверждать, что это заслуга только наших занятий, но они, несомненно, сыграли свою роль. И хотя Маша не сможет разговаривать так же свободно, как мы с вами, но у нее еще будут появляться новые слова, и это – настоящий успех.

– Значит, учиться АДК никогда не поздно?
– Это точно! Хотя всё равно лучше не дожидаться, пока ребенок вырастет, чтобы наконец-то обратиться к АДК. Ведь из-за того, что ребенок не может донести до взрослых свои потребности и желания, возникают поведенческие проблемы, и нежелательное поведение со временем может закрепиться.

– Для чего ваши ученики используют инструменты АДК кроме того, что с их помощью они могут сообщить о своих потребностях?
– Возможности использования средств альтернативной и дополнительной коммуникации довольно широки. С помощью АДК можно задать вопрос, обсудить что-то, освоить нужную инструкцию – например, кулинарный рецепт. Можно даже прочитать книгу, не любую, конечно, а специально адаптированную, в которой наряду с каждым напечатанным словом используются графические символы АДК.

– Как сами ребята реагируют на то, что у них теперь больше инструментов для общения и даже есть книжки, которые они могут самостоятельно прочитать?
– Это стало важной частью их образовательного опыта. Видно, что и чтение адаптированных книг, и новые возможности общения с помощью АДК приносят им удовольствие. Согласитесь, так и должно быть. Чем больше у человека коммуникационных возможностей, тем проще ему преодолеть барьеры на пути к успешной социализации.

Занятия по освоению альтернативной и дополнительной коммуникации можно проводить не только очно, но и в онлайн-формате.

Ниже представлены материалы об обучении людей с синдромом Дауна альтернативной дополнительной коммуникации:

Запись прямого эфира «Важно ли использование жестов для развития речи у детей с синдромом Дауна?» 

Онлайн-круглый стол для специалистов: «Развитие навыков коммуникации и речи у детей с синдромом Дауна. Обмен опытом» 

Рубрика «Вопрос – ответ»: Как общаться с ребенком, который не говорит?

Рубрика «Вопрос – ответ»: Жестовая речь и АДК: как окружающие поймут моего ребенка?

Как устроено обучение альтернативной и дополнительной коммуникации на примере языковой программы «Макатон»

Макатон для жизни и общения


 

×
Возможные сложности при совершении пожертвований

Вы можете столкнуться с тем, что в связи с рядом блокировок и запретов перевести средства в фонд будет не так просто. Мы заранее просим вас не ограничиваться одной попыткой. Вам придется потратить больше времени, чем обычно, но сейчас каждое пожертвование ценно, как никогда.


Пожертвования через Google Pay и Apple PayНа данный момент оплата через Google Pay и Apple Pay заблокирована для карт Visa и Mastercard.

Если вы оформляли подписку на ежемесячное пожертвование с помощью этих сервисов, пожалуйста, подпишитесь заново, введя вручную номер карты.

Разовые пожертвования также возможно совершать вручную или с помощью российских сервисов SberPay (для МИР, и Визы/Мастеркард если сервис был подключен до 10 марта 2022г.) и YandexPay (нужен аккаунт в Яндекс).
Сервис VPNПожертвования могут не проходить при включенном VPN. Пожалуйста, отключите VPN и попробуйте сделать пожертвование еще раз.
Мобильные приложения банковЕсли у вас устройство на Android, то вы можете оформить пожертвование или ежемесячную подписку в приложении банков СБЕР и Тинькофф. В строке поиска найти наш фонд можно по названию Синдром любви.

Для устройств на iOs – можно сделать пожертвование через мобильное приложение Тинькофф. Мобильное приложение СБЕРа для iOs не работает , но вы можете зайти в Сбербанк онлайн на компьютере, внести пожертвование через банкомат или квитанцию в отделении банка.
Иностранные картыПожертвования с иностранных карт сейчас полностью заблокированы. Как только появится техническая возможность делать переводы, мы обязательно сообщим. А если у вас уже есть решение – обязательно расскажите нам! 😊
Пожертвования из других стран с российских картЕсли вы не в России и у вас карта, выпущенная российским банком, включите, пожалуйста, VPN с российским IP для совершения пожертвования.

Мы заранее приносим извинения за какие-либо технические сбои при совершении пожертвования или оформлении подписки. Обязательно пишите (yu.larina@fondsl.ru), мы разберемся и все исправим при возможности.

Так же, если у вас есть варианты решений тех проблем, которые сейчас существуют, – делитесь, пожалуйста, будем справляться вместе!

Спасибо!