Л. Шалонская: Здравствуйте, я Люба Шалонская из Медиалаборатории Даунсайд Ап. Мне 20 лет, а вам сколько?
Е. Коршунов: Мне 38 лет.
Л. Шалонская: Вам сложно было учиться здесь?
Е. Коршунов: Нет, я уже не первый раз учусь, поэтому было не очень сложно, но интересно.
Л. Шалонская: А кем вы будете работать после этой учебы?
Е. Коршунов: Здесь я повышал свою квалификацию в сфере цифровых технологий, поэтому как и до обучения, буду продолжать работать генеральным директором компании «Автобан-диджитал». Деятельность нашей компании связана со строительством дорог.
Л. Шалонская: Почему вы выбрали это учебное заведение?
Е. Коршунов: Мне нравится, что здесь обучение не столько академическое, сколько прикладное, практическое. Есть возможность взять те знания, которые тебе самому нужны, и получить ответы на все свои вопросы.
Л. Шалонская: Как вы думаете, кем могли бы работать люди с синдромом Дауна?
Е. Коршунов: Это сложный вопрос. Чтобы ответить на него, мне надо больше понимания о возможностях и особенностях людей с синдромом Дауна. Насколько я понимаю, они могли бы выполнять разную работу, только медленнее, чем остальные.
Н. Иванова: Современные подходу к управлению компаниями предполагают наличие в трудовых коллективах сотрудников, отличающихся от других?
Е. Коршунов: Думаю, что да. В каждой компании есть разные участки работы, и наверняка можно найти такие задачи, которые мог бы выполнять человек с особенностями. Хотя эффективно выстроить работу коллектива – это само по себе достаточно сложная задача, а если в нем есть особые сотрудники, то она становится еще сложнее.
Л. Шалонская: А в вашу компанию вы могли бы взять на работу человека с синдромом Дауна?
Е. Коршунов: Поскольку у нас управляющая компания, то много офисной работы. При желании, наверное, можно найти какие-то обязанности, которые могли бы выполнять парни и девушки с синдромом Дауна.
Н. Иванова: Чего сегодня не хватает бизнесу для реальной заинтересованности в трудоустройстве таких людей?
Е. Коршунов: Не хватает информации об их особенностях, о том, какие они, как с ними общаться, что они могут, а что – не могут. А ведь всё, что непонятно, пугает, вызывает настороженность.
Л. Шалонская: А что самое главное в работе с людьми?
Е. Коршунов: Наверное, самое главное – способность понять другого человека.
Л. Шалонская: Спасибо за интервью!
Директор Центра цифровой трансформации Московской школы управления «Сколково» Николай Верховский тоже ответил на несколько вопросов.
Л. Шалонская: Почему вы решили преподавать в школе управления «Сколково»?
Н. Верховский: Люблю наблюдать, как люди развиваются, начинают шире видеть свои возможности, и им становится интереснее жить.
Л. Шалонская: Чему вы больше всего хотели бы научить студентов?
Н. Верховский: Я хотел бы научить их думать. Это самое главное, особенно – для людей, которые управляют целыми коллективами. И еще – отвечать на вызовы времени. Один из них – в том, коллектив любой компании, предприятия или организации должен объединять самых разных людей, сохраняя их неповторимые индивидуальности. Чем разнообразнее коллектив, тем интереснее получаются проекты и продукты совместной работы.
Н. Иванова: Означает ли это, что людям с особенностями развития тоже есть место в трудовом коллективе?
Н. Верховский: Да, совершенно верно.
Н. Иванова: К сожалению, в нашей стране такой подход к участию особых людей в трудовой деятельности воплощается в жизнь гораздо реже, чем за рубежом. Как вы думаете, почему?
Н. Верховский: Мне кажется, мы просто позже начали всё это понимать. Но в конце концов это понимание дойдет до всех управленцев, работающих в разных сферах экономики, я в этом абсолютно уверен.
Н. Иванова: Что необходимо предпринять, чтобы «дошло» быстрее? И может ли школа управления «Сколково» что-либо сделать для этого?
Н. Верховский: Мы можем сделать только одно: убеждать людей, принимающих управленческие решения, в том, что разнообразие дает самые крутые креативные идеи. Если вы работаете в коллективе, где есть самые разные люди, которые могут посмотреть на проблемы и задачи с неожиданной стороны и дать обратную связь, значит, у вас в этом отношении хороший коллектив. Эту идеологию мы и будем продвигать. Например, в центре, которым я руковожу, образовательные программы связаны с цифровыми технологиями, а они в каком-то смысле уравнивают всех людей в возможностях или, по крайней мере, значительно их возможности расширяют. На это и следует ориентироваться, поддерживая стремление людей с особенностями реализовать себя в работе.
Н. Иванова: Что ж, будем надеяться, что участие молодых людей с синдромом Дауна в сегодняшней церемонии станет одним из шагов в этом направлении, поможет представителям бизнеса лучше узнать таких людей и открыть им путь к трудозанятости