21 марта во всем мире отмечается Международный день человека с синдромом Дауна. В разных городах и странах в честь этой даты устраивают различные благотворительные, просветительские и культурно-массовые акции. Целая чреда ярких праздничных событий приурочена в нынешнем году к этому дню и в Москве.
По недавней, но уже полюбившейся традиции к этому дню театральная мастерская при благотворительном фонде «Даунсайд Ап» подготовила новый спектакль в жанре театра теней. Премьера постановки «Сон Алисы» по известной сказке Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес» состоялась 20 марта в Москве, в Культурном центре ЗИЛ.
«Волшебство», «Чудо» или, как говорила в кэрролловской сказке сама Алиса, «Все чудесатее и чудесатее» - такими словами можно охарактеризовать впечатление от премьеры. И хрупкая, трогательная фигурка Алисы, и тающая улыбка Чеширского Кота, и необыкновенно выразительная пластика Шляпника, и «Чайные истории», рассказанные «солнечными» артистами на потрясающем уровне профессионального мастерства – все это надолго запомнится зрителям.
Работа над новым спектаклем началась в октябре прошлого года. Два раза в неделю ребята приходят на занятия, каждое из которых состоит из нескольких частей и длится в общей сложности по три часа. Сейчас мастерскую посещают 28 детей и подростков с синдромом Дауна и их типично развивающихся сверстников. По словам Николая Ильницкого, 18 детей задействованы в новой театральной постановке, которая почти в три раза длиннее «Лукоморья» и продолжается полных 40 минут.
За видимой графической четкостью постановки «Сон Алисы» – огромный труд режиссера и его воспитанников. «В спектакле без малого три десятка сцен, а это огромное количество мизансцен, позиций, движений, – рассказал Николай Ильницкий. – Мы только к генеральной репетиции, состоявшейся накануне, собрали все части спектакля вместе. До этого осваивали материал через тренинги, которые помогают развивать внимание, воображение, эмоциональную память и память физических действий. Параллельно мы работали над отдельными сценами спектакля: Подсказывали ребятам, какие жесты использовать, какие занимать позиции, чтобы не заслонить партнеров и понятно выразить свои эмоции. Это не просто бывает сделать и в трехмерном пространстве традиционной театральной сцены, а уж в двухмерной плоскости театра теней – и подавно».
Премьера позади, и теперь уже можно констатировать, что все получилось, как надо. У ребят вышло просто-таки завораживающее представление, наполненное тенью и светом, добром и волшебством. «Сон Алисы» – еще одно точное попадание в эмоциональный настрой зрителей и актеров, в неслучайное переплетение смысловых акцентов и символов. Это-то и позволяет режиссеру сказать: «Мы делали спектакль по произведению Кэрролла, но о своем».
Действительно, «своего», то есть созвучного проблемам интеграции особых людей в обычную жизнь, в сказке Кэрролла более чем достаточно. Вспомните, хотя бы, вот такую цитату из нее: «Никогда не думай, что ты иная, чем могла бы быть иначе, чем будучи иной в тех случаях, когда иначе нельзя не быть». Или вот это: «“А где я могу найти кого-нибудь нормального?” — “Нигде, — ответил Кот, — нормальных не бывает. Ведь все такие разные и непохожие. И это, по-моему, нормально”».
Во втором отделении праздника, гостями которого стали подопечные благотворительных фондов «Даунсайд Ап» и «Синдром любви» – «солнечные» дети и их родители – выступил давний друг Даунсайд Ап - детский музыкальный театр «Домисолька». Юные танцоры и певцы в великолепных праздничных костюмах своим выступлением поддержали высокую планку настоящего творчества, волшебства и добра, заданную участниками театральной мастерской. Даже названия музыкальных номеров, которые они исполнили, побуждали зрителей раскрыть свои сердца навстречу радости и счастью: «Мир танцует с нами», «Дорогою добра», «Мы желаем счастья вам»…
Если и можно было о чем-то пожалеть после такого великолепного зрелища, то, наверное, только об одном: что оно так быстро закончилось.