"Волк наоборот"

24/09/2021
По словам Ирины Эльшанской, цель проекта — показать детям, что равные права — это норма.

“Хочется, чтобы благодаря сериалу выросло поколение, которое нормально воспринимает инаковых людей. Чтобы они не придавали значение особенностям в коммуникации и внешности, а главную роль играл сам человек и отношения с ним” - рассказывает о своей инициативе предприниматель с 15-летним опытом в IT, автор и идеолог мультсериала Евгений Поташник.

“Сначала придумал концепцию — решил, что в основе будет «Волк и семеро козлят», но на этом этапе я не знал, кому и зачем такой мультсериал будет нужен.


Я прокручивал в голове идею два года, но у меня не было никакого опыта и возможности с кем-то посоветоваться. Потом у меня родился племянник с синдромом Дауна. Я прошёл путь от отрицания и непонимания до кайфа от общения с ним.
Более того, увидел, как другие мои племянники и мои собственные дети с удовольствием с ним играют, не замечая его особенностей. Для них он был таким же, как все остальные.

Эта идея о том, что любой человек имеет право на счастье и нормальную жизнь, вдохновила меня и срослась с идей мультсериала. В какой-то момент фантазия нарисовала мне картинку-заставку к серии, где дети выстраиваются в ряд для групповой фотографии, и к ним выкатывают персонажа на инвалидной коляске. Я подумал, что так и должно быть.



После того, как идея окончательно сформировалась, я ещё пару месяцев ничего не делал — не понимал, в какую сторону бежать. Потом нашёл в интернете книгу «Продюсирование анимационных сериалов. Учебное пособие» Бориса Машковцева, главы «Союзмультфильма», и в процессе чтения понял, что мне явно нужен человек из индустрии, который разбирается в создании анимации.

Я начал искать режиссёров и столкнулся с проблемой: было видно, что все приходят в первую очередь за деньгами, а я хотел, чтобы специалист разделял саму концепцию. В какой-то момент одна из команд, с которой мы общались, упомянула в разговоре режиссёра Ирину Эльшанскую. У нас нашлись общие знакомые на Facebook. Меня представили Ире, мы встретились, обсудили идею. Ира сказала, что давно хочет создать социально значимый, масштабный анимационный проект, который стал бы массовым продуктом, а не просто авторской анимацией. Так мы договорились о партнёрстве.

Интересно, что когда я смотрел на проект как на бизнес, он вообще не летел. Как только я понял, что важнее всего — социальная составляющая, из ниоткуда начали появляться люди, контакты и возможности.

Команду для производства собирала именно Ира. Она работала на «Союзмультфильме», поэтому у неё много контактов в анимационной сфере. Сейчас, куда бы мы не пришли, у неё везде знакомые. Это очень помогает. Благодаря её связям мы смогли показать серию «Союзмультфильму» на их внутреннем творческом мероприятии, где члены команды смотрят анимацию друг друга и дают обратную связь. Мы также вышли на общение с Юлией Осетинской, генеральным продюсером «Союзмультфильма». Она очень заинтересовалась проектом, так что сейчас мы думаем, как можем посотрудничать. Параллельно мы рассматриваем возможности сотрудничества с большими каналами вроде Nickelodeon, где можно сделать софинансирование дальнейшей разработки, и ищем частного инвестора, спонсора.

У нас на проекте работало порядка 70 человек — это аниматоры, сценаристы, режиссёры, художники, продюсеры, звукорежиссёры, композиторы, копирайтеры, переводчики, так как у нас есть версия на английском и русском, и актёры.

Ещё на проекте есть детский психолог, Елена Николова, которая занимается реабилитацией детей с особенностями. Через неё мы пропускаем сценарий и графику, чтобы ребёнок нормально воспринимал мультсериал и считывал суть. Сейчас мультики в основном яркие и динамичные, рассчитанные на клиповое мышление. Дети залипают и даже не понимают, что они посмотрели. Мы сделали «Волка наоборот» менее ярким, однако у зрителя есть возможность вникнуть в диалоги, прожить сюжет.

Пилотную серию мульсериала мы презентовали на конференции ООН, там много говорили о том, что на людей с особенностями развития наконец начали обращать внимание — создавать для них рабочие места и возможности для обучения. Тем не менее, среда вокруг не готова: сотрудники корпораций не знают, как общаться с такими людьми, а иногда даже боятся заразиться синдромом и стараются избегать контактов. Так что нужно более глобальное решение, которое изменит восприятие общества. Чтобы, например, проектируя среду вокруг (здания, интерфейсы и так далее), люди автоматически учитывали, что круг взаимодействующих с этой средой намного шире, чем кажется сейчас.

Когда мы выступали на конференции - все участники согласились с тем, что формировать отношение к людям с особенностями на уровне ребёнка — правильный подход. Это как раз и может быть глобальным решением.

В нашем мире много разных и необычных персонажей, и сюжеты будут строиться вокруг интересных и нестандартных ситуаций, происходящих с ними. Героям предстоит преодолевать сложности в коммуникациях, зависимости, учиться доверию, принятию и многое другое.

Мы в том числе хотим поднимать темы, говорить на которые неудобно и неприятно, хотя они очень важны, и делать это с юмором. При этом мы не выделяем нашего «особенного» козленка — он один из. Это важно: мы хотим, чтобы у зрителя появилось понимание, что это обычная, рядовая ситуация — когда рядом есть такой человек (в нашем случае — персонаж).

Ещё я заметил в существующей анимации тренд на то, что все проблемы так или иначе решаются. Например, в «Цветике-семицветике» главная героиня последним лепестком цветка вылечивает мальчика на костылях. В реальности от некоторых болезней и синдромов вылечиться нельзя. Мы планируем честно говорить о том, что не все проблемы можно решить, но это не повод сдаваться.

На данный момент мы в поисках финансирования на продолжение производства, тиражирование планируется через онлайн кинотеатры и телеканалы".

В рамках Всероссийского онлайн-марафона по этике взаимодействия с людьми с ментальными особенностями "Равные возможности" Даунсайд Ап открыл онлайн-галерею инициатив и практик , которые помогают достигнуть более уважительного отношения к людям с синдромом Дауна и другими ментальными особенностями и их интеграции.

Ежедневно галерея будет пополняться новыми героями и рассказами об их практиках и опыте. Зайти в галерею и познакомиться со всем практиками можно по ссылкам

 видео-галерея
 фото-галерея


*Марафон проводится при поддержке Фонд президентских грантов